Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Вы мне такие вопросы задаете, будто я Виктор Бут»

В суде по делу об убийстве Маркелова и Бабуровой началось оглашение вещественных доказательств

Никита Тихонов, обвиняемый в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, рассказал присяжным о ценах на нелегальном рынке оружия и собственной способности починить «браунинг» за 8 минут. Прокуратура, в свою очередь, продемонстрировала суду выводы экспертиз: пули в Маркелова и Бабурову были выпущены из «Браунинга» Тихонова.

Заседание по делу Никиты Тихонова и Евгении Хасис, обвиняемых в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, во вторник началось с очередного отвода судье Александру Замашнюку. Его заявил адвокат Тихонова Александр Васильев, сославшись на то, что председательствующий на предыдущем заседании разрешил потерпевшим задавать вопросы свидетелю Дмитрию Стешину, касающиеся его профессиональной деятельности. Кроме того, продолжал адвокат, судья Замашнюк позволил потерпевшим Эдуарду и Ларисе Бабуровым рассказать при присяжных о личности своей погибшей дочери Анастасии, «что недопустимо по закону».

«Вышесказанное свидетельствует о наличии у председательствующего личной заинтересованности в вынесении обвинительного приговора», — заключил Васильев.

Коллеги-адвокаты и подсудимые его поддержали. Прокуратура возражала, а адвокат родственников Маркелова Роман Карпинский напомнил, что на предыдущем заседании защита замечаний не делала, а значит, была не против сказанного потерпевшими. Судья, посовещавшись с самим собой в течение получаса, опять отказался вынести решение о своем отводе.

Перейдя от процессуальных вопросов к рассмотрению дела по существу, председательствующий Замашнюк дал слово прокурору Борису Лактионову. Гособвинитель приступил к оглашению перед присяжными документальных доказательств — протоколов выемки и осмотра записей камер видеонаблюдения, установленных на Пречистенке, от 19 января 2009 года.

Видеокамеры на доме № 20 и доме № 14 зафиксировали на месте происшествия «человека, похожего на женщину», ростом около 170 см, одетую в темную одежду: куртку-пуховик с капюшоном, бейсболку с тремя косыми белыми полосками, черные обтягивающие брюки и высокие ботинки со шнуровкой спереди, «похожие на армейские берцы».

Женщина с 13.26 до 14.17 (адвокат и журналистка были застрелены в 14.30. — «Газета.Ru») «перемещается по тротуару около дома № 20», наблюдая за противоположной стороной, а затем поспешно уходит в сторону метро, продолжая следить за тем, что происходит на нечетной стороне улицы. Такое же описание девушки, увиденной им на Пречистенке, дал допрошенный на одном из предыдущих заседаний свидетель Александр Попов. Затем по фотографиям очевидец узнал подсудимую Хасис.

Продолжая зачитывать присяжным документальные доказательства, прокурор Лактионов продемонстрировал копии поддельных паспортов Тихонова (при обыске у него нашли документы на имя Андрея Тарасова и Валерия Комарова), а также результаты судебно-баллистической экспертизы.

Одну из пуль извлекли из головы убитого Маркелова, другую обнаружили на месте происшествия, третья — убийца дважды стрелял в адвоката и один раз в журналистку — так и не была найдена ). По данным экспертизы, обе пули выпущены из одного экземпляра огнестрельного оружия калибра 7,65 мм. Они являются частью боеприпасов, использующихся для «Браунингов» производства 1900, 1910 и 1922 годов, а также для некоторых видов «Маузеров» и «Вальтеров».

От экспертизы пуль прокурор Лактионов перешел к экспертизе оружия, найденного у Тихонова, и заключил: именно из «Браунинга» 1910 года были выпущены обе пули.

Отпечатков пальцев или ладоней подсудимых на этом пистолете не нашли.

Впрочем, Тихонов не отрицал, на момент обыска 3 ноября 2009 года «Браунинг» был у него: по версии обвиняемого, оружие ему передал для починки некий знакомый, которого Тихонов называть категорически отказывается. Он еще раз сообщил суду присяжных, что покупал огнестрельное оружие и боеприпасы у одного поставщика, а потом продавал его любителям исторической реконструкции — покупателей было не больше 10 человек.

Интересующий следствие браунинг оказался единственным пистолетом, принесенным не для продажи, а для починки, причем сделал это не обычный поставщик, а другой человек.

«Я не буду называть ни продавцов, ни покупателей, — в ответ на вопрос судьи в голосе Тихонова зазвучали металлические нотки. — Может когда-то у вас появится возможность допросить покупателей, но не с моей подачи».

Продажа оружия, которую Тихонов не отрицает, снова вызвала у участников процесса и присяжных множество вопросов. Подсудимому пришлось назвать расценки на пистолеты и патроны: патроны стоили до 4 евро за штуку, гранаты — по 100 евро вместе с запалами, автомат АКСУ — 3500 евро, пистолеты (CZ и револьвер с глушителем, переделанный из двух наганов) — по 2000 евро. Также у Тихонова нашли капсюли-детонаторы и патроны, которые были на вооружении у немецкой армии в период с 1935-го по 1945 год. «Их можно было взорвать в банке в костре, забавы ради»,— заявил об этих находках следователей Тихонов, объясняя, что патроны и взрывные устройства морально устарели.

— Как вы убеждались, что оружие пригодно для стрельбы? Где производились стрельбы? — продолжал допрос подсудимого судья Замашнюк.

— В разных местах.

— А денег не жалко было на патроны? Они, вон, по 4 евро стоили.

— Если бы я продал некачественный товар, у меня никто не купил бы ничего в следующий раз.

— На рынке оружия вы считались надежным поставщиком?

— Вы мне такие вопросы задаете, будто я Виктор Бут. Мне про рынок не известно ничего.

— Доходной ли была ваша деятельность?

— Мне хватало, чтобы снимать квартиру в Москве за 18 тысяч рублей. На машину, например, и на курорты не хватало. Слишком большие были затраты на покупку оружия.

Продолжая отвечать на вопросы судьи и записки, переданные председательствующему от присяжных, Тихонов рассказал, что 3 ноября 2009 года — в день, когда его задержали, — как раз нес короткоствольный автомат Калашникова в лес, чтобы там его пристрелять. Напомним, ранее свидетель по делу, журналист Стешин, который много лет дружил с Тихоновым, заявил присяжным, что «обращаться с оружием Никита не умел». Также подсудимый сообщил, что починка «Браунинга» — замена возвратной пружины — занимает 7—8 минут, а на вопрос об источнике таких познаний заявил, что «читал специальную литературу».

Следующее заседание по делу Тихонова и Хасис судья Замашнюк назначил на четверг, 17 марта. Ожидается, что присяжным покажут записи камер видеонаблюдения с места убийства адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой.

Новости и материалы
В Киеве эвакуируют две больницы после видео «с анонсом удара» от КГБ Белоруссии
В Петербурге дворник спас девушек от пожара, взобравшись по трубе
Авербух рассказал, зачем нужен допинг в фигурном катании
Ученые нашли у мышей способность к стратегическому мышлению
Барецкий о тюрьме для иноагентов: «Начну переговоры с Shaman»
Дина Аверина: хотелось бы, чтобы ЦСКА закончил сезон в тройке
Легенда «Спартака» призвал забыть о Квинси Промесе
Муцениеце о победе в суде: «Радостного мало, стыдно»
В КНДР планируют воспитывать больше кадров, готовых к современной войне
Мать погибшего участника СВО не получила деньги из-за отца в ВСУ
Посол РФ в Британии призвал отказаться от ложных обвинений РФ
Пермяк отсудил у самокатчика 40 тысяч рублей за наезд
Xiaomi выпустила новую линейку дешевых 4K-телевизоров с экранами QLED
Блинкен назвал Китай главным поставщиком для российского ВПК
Зеленский рассказал, чего ВСУ не хватает для формирования новых бригад
Стало известно, как Джикия может вернуться в основу «Спартака»
Посол указал Британии на абсурдность обвинений в причастности России к диверсии
Три города претендуют на проведение Суперкубка России по футболу 2024 года
Все новости