В понедельник сотрудники Главного управления МВД по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (бывший департамент экономической безопасности) рапортовали о ходе расследования скандального уголовного дела об отмывании денег через счета Мастер-банка. По ходатайству следствия ведущий специалист банка Мери Теванян посажена под домашний арест. Ей предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 172 (незаконная банковская деятельность) Уголовного кодекса.
О пресечении деятельности группы, организовавшей так называемую обнальную площадку, сотрудники МВД заявили еще в начале февраля этого года. По данным следствия, участники группировки, действовавшей с августа 2010 года, через сеть фирм-однодневок перечисляли крупные суммы на счета индивидуальных предпринимателей, который потом обналичивались через банкоматы Мастер-банка.
Как заявили тогда в МВД, в день преступники обналичивали до 500 млн рублей.
К услугам группировки, по словам полицейских, прибегали «руководители ряда крупных ФГУП» и предприниматели. Также, утверждали в МВД, деньги шли на «финансирование экстремистской организации, ранее запрещенной судом». Речь якобы шла о Национал-большевистской партии (организация запрещена в России) (НБП). Правда лидер запрещенной НБП Эдуард Лимонов в беседе с «Газетой.Ru» назвал эту информацию слухами, добавив, что в его организации «люди идеалисты: они ничего не умеют — ни считать, ни делать деньги».
По данным следствия, Теванян в описанной следователями схеме отвечала за перечисление денег на расчетные счета фирм-однодневок и фиктивных индивидуальных предпринимателей. «Она также осуществляла контроль за транзитом денежных потоков, занималась зачислением денежных средств на банковские карты для последующего незаконного обналичивания», — пояснили в МВД.
По словам оперативников, когда из Росфинмониторинга, следящего за сомнительными банковскими операциями, поступала информация о проверках, Теванян заранее предупреждала об этом сообщников.
Впрочем, как считают в МВД, в одиночку она не могла контролировать такую крупную обнальную площадку, поэтому теперь оперативники ищут других соучастников преступления из числа сотрудников Мастер-банка.
Мери Теванян не могла заниматься обналичиванием средств в одиночку, соглашается специалист отдела внутреннего контроля одного из московских банков. «Если она не входила в число сотрудников, которые контролируют исполнение закона № 115 «О противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма», то была с ними в сговоре, так как обо всех сомнительных операциях банки должны информировать Росфинмониторинг», — пояснил он «Газете.Ru». В соответствии с законом, обязательному контролю подлежат операции с наличными на сумму более 600 тысяч рублей; безналичные операции, одна из сторон в которых зарегистрирована на территории государства, которое не участвует в борьбе с терроризмом, операции по вкладам и сделки с недвижимостью на сумму более 3 млн рублей. «Часто повторяющиеся операции на суммы, меньшие, чем указаны в законе, тоже проверяются», — добавил собеседник «Газеты.Ru».
По словам главы комитета по вопросам противодействия легализации преступных доходов Ассоциации российских банков Алексадра Наумова, задержанные по обвинению в совершении незаконных банковских операций часто являются всего лишь исполнителями. «А заказчики остаются в стороне», — отмечает он. Александр Наумов рассказал, что в ряде случаев сотрудники, обнаружившие нестандартную операцию, сообщают об этом руководству, но руководство не передает информацию в Росфинмониторинг. «Потом, когда возникает разбирательство, оказывается, что визы руководителя на бумаге нет, а последняя подпись принадлежит сотруднику, который обнаружил признаки нарушения», — пояснил Наумов.
В самом Мастер-банке утверждают, что ничего о задержании сотрудницы не слышали. Советник председателя правления банка Егор Альтман сообщил «Газете.Ru», что банк не располагает сведениями о предъявлении официальных претензий со стороны правоохранительных органов к Мери Теванян. «Сейчас ведущий специалист операционного отдела Мери Теванян находится в отпуске. Информации о ее возможном домашнем аресте или задержании нет», — заявил Альтман. Банк работает в обычном режиме, оперативно-следственных мероприятий в отделениях банка не проводится, добавил он.