От «Спартака» до «Селигерской»

Столичные власти утвердили названия 13 проектируемых станций столичного метрополитена

ИТАР-ТАСС
Столичные власти утвердили названия 13 проектируемых станций столичного метрополитена. Наименования привязаны к топонимике города и не несут никакой идеологической нагрузки, говорят московские чиновники.

В пятницу мэр Москвы подписал постановление о присвоении названий 13 проектируемым станциям метро. Согласно документу, следующая за «Митино» и расположенная на пересечении Митинской улицы и Пятницкого шоссе станция получит название «Пятницкое шоссе». Очередная станция на Люблинско-Дмитровской линии, следующая за станцией «Верхние Лихоборы» — «Селигерская».
Две последние станции на Таганско-Краснопресненской линии будут именоваться «Жулебино» и «Лермонтовский проспект».

Получили имена и девять будущих станций Солнцевской линии. Следующей за «Парком Победы» станет станция «Минская», затем «Раменки», «Мичуринский проспект», «Очаково», «Востряково», «Терешково», «Солнцево», «Боровское шоссе». Конечная станция этой линии, расположенная вблизи Новопеределкинской улицы, на пересечении Боровского шоссе с улицей Шолохова, будет называться «Новопеределкино».

Предложения о названиях были подготовлены городской межведомственной комиссией по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена. По словам председателя комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова, новые названия привязаны к топонимике города, чтобы людям было удобно.

Согласно городскому закону «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы», названия станций метрополитена должны отвечать историко-географическим особенностям города и максимально соответствовать наименованиям наземных объектов.

Закон позволяет увековечивать имена известных людей в названиях станций метро в случае совпадения с названием близлежащей улицы.

Впрочем, горожан больше интересуют не столько названия, сколько даты ввода в эксплуатацию будущих станций.

Ориентировочные сроки стали известны в конце декабря, когда был обнародован «План развития московского транспортного узла» до 2020 года. Документ выглядит впечатляюще: 53 км линий метрополитена планируется построить уже к 2014 году, а общая протяженность линий и участков метрополитена, планируемых к вводу в 2011—2020 годах, составит 124 км, отмечается в документе.

Впрочем, несмотря на такой размах и тот факт, что на строительство метро в 2011 году выделено 56 млрд рублей, в этом году намечено открыть лишь запланированные еще при Лужкове станции. В частности, планируется ввести в эксплуатацию участок «Марьино» — «Зябликово» Люблинской линии. Согласно проекту, станции «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово» свяжут «Марьино» со станцией «Красногвардейская» Замоскворецкой линии. Кроме того, в новом году откроется отдельный вход на станцию «Сретенский бульвар». Сейчас на нее можно попасть только со станций «Тургеневская» и «Чистые пруды».

Дальше, обещают чиновники, метро будет развиваться активнее, в том числе и благодаря решению разморозить строительство части станций, которые по разным причинам так и не были достроены еще в 80—90-е годы.

В частности, речь идет о «Технопарке», «Селигерской», а также «Волоколамской», которая была построена, но не открыта на пущенном в 1975-м участке Таганско-Краснопресненской линии (эта станция будет называться «Стадион «Спартак»).

В 2012 году намечено открыть станцию «Новокосино» Калининской линии, «Братеево» Замоскворецкой линии, а также станцию «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской линии. В том же году также предполагается открыть участок длиной более 5 км от Выхино до Жулебино, ввести в строй станцию «Технопарк». Всего же для жителей Жулебино предполагается построить три новые станции в продолжение ветки от «Выхино». Строители уже приступили к возведению третьего радиуса метро от станции «Авиамоторная» в направлении Кожухово и Люберецких полей.

Запланировано строительство новых станций и на Кольцевой, Таганско-Краснопресненской и Замоскворецкой линиях. Со следующего года начнется строительство на третьем пересадочном контуре шести станций на участке «Деловой центр» — «Ходынское поле» с двумя пересадками и двух станций с двумя пересадками на участке «Ходынское поле» — «Нижняя Масловка» (станция «Савеловская»). Длина участка составит более 10 километров. Строительство участка Люблинско-Дмитровской линии протяженностью почти 9 км также начнется в 2012 году.

Согласно плану, в 2013 году линия легкого метро Бутовской линии продлится от станции «Улица Старокачаловская» до «Битцевского парка»; откроется участок Калининской линии от Новокосино через Кожухово в Руднево, будет введен в эксплуатацию участок от станции «Деловой центр» до «Парка Победы». А в 2014 году Люблинско-Дмитровская линия продлится от станции «Марьина Роща» через «Петровско-Разумовскую» до «Селигерской». Планируется построить участок новой линии от станции «Парк Победы» до «Раменки». А Сокольническая линия продлится от станции «Юго-Западная» до «Тропарево».

В нынешнем году начнется проектирование Третьего пересадочного контура метрополитена, который будет проходить на расстоянии двух-трех станций от Кольцевой линии и снизит нагрузку на существующие пересадочные узлы на 20%.

По расчетам специалистов, ежедневно новой линией будут пользоваться более 1,5 млн человек. Документация будет разработана на первый участок кольца от станции «Деловой центр» («Выставочная») Филевской линии до станции «Нижняя Масловка», с которой будет переход на станцию «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Средства на проведение проектно-изыскательских работ по этому перегону в размере 1 млрд рублей зарезервированы в адресной инвестиционной программе Москвы на 2011 год. Ожидается, что до конца года будет представлен и план строительства легкого метро до Зеленограда, протяженность линии от станции «Пятницкая» Арбатско-Покровской линии до Зеленограда должна составить 25 км.

Решать эти амбициозные задачи придется новому руководству метрополитена, причем за гораздо меньшие средства, чем те, которыми располагал экс-руководитель подземки Дмитрий Гаев (в пересчете на построенный километр подземки).

По мнению столичного градоначальника, при Гаеве выделяемые на строительство метро бюджетные средства (в 2010 году — 26 млрд рублей) использовались неэффективно, а при увеличении суммы на строительство при старом руководстве метрополитена можно было «сразу ждать увеличения стоимости километра». Завышение стоимости строительства до 250% обнаружила и Счетная палата, проверявшая работу ГУП «Московский метрополитен» по просьбе мэра Собянина. Сам Гаев утверждал, что стоимость строительства одного километра линии метро в Москве составляет около 5 млрд рублей, а разработка и согласование проектной документации занимает (из-за издержек федерального Градостроительного кодекса) около 4 лет, после чего устаревает и требует корректировки.

Кроме того, Сергей Собянин заявил о необходимости перейти к поточному строительству станций метро по типовым, а не индивидуальным проектам, что также позволит снизить затраты бюджета.