Аэропорты, самолеты, горючее проверят на крушение

Некачественное топливо стало одной из версий причин крушения самолета Ту-154

, ,
ИТАР-ТАСС
Специалисты Ространснадзора проверяют аэропорты после крушения лайнера «Дагестанских авиалиний». Эксперты изучают состав топлива в баках других самолетов — в частности, прибывшего из Москвы в Сургут, который заправлялся из той же цистерны, что и потерпевший аварию Ту-154. По одной из версий, к отказу двигателей самолета привело некачественное горючее.

В понедельник Ространснадзор заявил о начале масштабной проверки аэропортов после аварийной посадки в столичном аэропорту Домодедово самолета Ту-154 «Дагестанских авиалиний». «В частности, проверят состояние аэропортов, документацию, топливно-заправочные комплексы и их готовность к работе в зимний период, наличие средств противообледенительной обработки воздушных судов, — сообщили «Газете.Ru» в Ространснадзоре. — Кроме того, будет изучено состояние всех Ту-154».

Отдельным пунктом в плане Ространснадзора стоит проверка соблюдения «Дагестанскими авиалиниями» требований авиационного законодательства.

Аналогичные мероприятия проводят Росавиация и Махачкалинская транспортная прокуратура.

В свою очередь сотрудники СКП продолжают поиски возможных причин, приведших к крушению. Следователи проверяют версию некачественного топлива. Выяснилось, что из той же емкости, что и дагестанский самолет, был заправлен борт, вылетевший из Москвы в Сургут.

Образцы горючего из баков сургутской машины уже взяты для исследования.

Также изучаются документы о ремонте самолета, изъятые на Внуковском авиаремонтном заводе. «Допрошены члены экипажа, в том числе командир судна, а также пассажиры», — отметили в СКП. Обнаруженные бортовые самописцы переданы в Межгосударственный авиационный комитет для расшифровки.

«Среди рассматриваемых версий крушения техническая неисправность самолета перед вылетом, отказ узлов и агрегатов во время полета, ошибка экипажа, некачественное топливо, сложные метеоусловия», — добавили в СКП, отметив, что пока не могут выдвинуть приоритетной версии.

Тем временем пилоты «Дагестанских авиалиний» пытаются самостоятельно понять, что могло привести к крушению самолета.

Они сомневаются в том, что их коллеги могли забыть включить подкачивающие топливо насосы, о чем говорилось в одной из версий.

«На этом самолете есть автоматическая блокировка. Если на самолете не включить подкачивающие и перекачивающие насосы, двигатели не запускаются — они блокируются», — сообщил «Газете.Ru» замкомандира авиационной эскадрильи Залимхан Ахмедов. Критически он отнесся и к версии некачественного топлива, призвав дождаться результатов экспертизы. А вот командир эскадрильи Ту-154 Мустафа Билалов заявил «Газете.Ru», что наиболее вероятной считает как раз предположение о низком качестве горючего.

Все опрошенные пилоты говорят, что посадить неуправляемый самолет с максимальной загрузкой топливом в условиях низкой облачности — это героизм. Билалов добавил, что командир экипажа рухнувшего лайнера Закаржа Закаржаев имеет 18 тысяч часов налета и является опытным пилотом. «Он полжизни в воздухе провел. Он лучший пилот в регионе!» — восхищаются коллеги.

Говоря о состоянии лайнера, пилоты уверяют, что машина была на ходу. «Лично я на этом самолете три недели назад летал в Бельгию: мы перевозили сборную команду этой страны по футболу на товарищеский матч в Воронеж, — добавляет Ахмедов. — Год не прошел, как на этом самолете был произведен капитальный ремонт». О хорошем состоянии самолета заявляют и в авиакомпании. «Этот самолет был выпущен в 1992 году с назначенным ресурсом 25 лет, то есть разработчик самолета — КБ им. Туполева — гарантировал его безаварийную работу до 2017 года», — заявила «Газете.Ru» заместитель гендиректора по экономике и внешним связям Мариян Омариева.

Сейчас пилоты рухнувшего Ту-154 находятся в больнице. Отец пилота Марата Кимпаева Мансур Кимпаев сообщил «Газете.Ru», что его сын в нормальном состоянии. «Сегодня его из реанимации перевели в общую палату, — отметил Кимпаев. — У него перелом ноги в двух местах, перелом двух ребер, ссадины и ушибы головы». Состояние Закажаева, по-прежнему находящегося в реанимации, также улучшилось.

Авиакатастрофа произошла днем 4 декабря. Самолет вылетел из аэропорта Внуково, однако вскоре был вынужден совершить аварийную посадку в соседнем Домодедово. «Примерно в 14.16, после набора около 6,5 тыс. метров, выявились колебания в подаче топлива всех трех двигателей. На высоте около 9 тыс. метров выключился сначала один двигатель, а затем перестал работать второй. Третий продолжал работать, но его мощность существенно снизилась, — сообщила Омариева. — Экипаж немедленно приступил к снижению для экстренной посадки. В процессе снижения второй двигатель работал, но его мощность нормальной посадки не обеспечивала». Из-за низких облаков, которые располагались в 100 метрах над землей, пилоты до последнего момента не видели землю. Тем не менее они смогли посадить самолет на полосу. Борт остановился в 10 метрах от бетонного забора. Из-за удара о небольшой холм самолет развалился на части. Погибли два человека — брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов, а также 81-летняя Роза Гаджиева, мать судьи Конституционного суда Гадиса Гаджиева. 82 человека пострадали, из них пятеро в тяжелом состоянии и 22 в состоянии средней степени тяжести.

Расследуется уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).