Метро пройдет через Счетную палату

Московское метро проверят аудиторы

ИТАР-ТАСС
На что тратит деньги Московский метрополитен, узнает контрольно-счетная палата. Проверки, включенные в план работы палаты по просьбе нового мэра Сергея Собянина, начнутся уже на следующей неделе. Эксперты не исключают, что за аудитом последует и кадровая чистка.

На следующей неделе Счетная палата начнет проверку Московского метрополитена и «Мосгортранса». Об этом сообщил во вторник глава ведомства Сергей Степашин. Проверка целевого и эффективного использования субсидий из центра бюджету Москвы на развитие метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта продлится с ноября 2010-го по март 2011-го. Кроме того, будет проведен аудит средств, выделенных на развитие и содержание автомобильных дорог общего пользования в 2009—2010 годах. «Эти проверки будут проводиться с привлечением Контрольно-счетной палаты Москвы и экспертов. Руководить проверками будет аудитор Сергей Рябухин», — рассказал Степашин. По его словам, мероприятия включены в план работы палаты по просьбе мэра столицы Сергея Собянина.

Сам Собянин озвучил свою идею на заседании правительства Москвы во вторник при обсуждении плана мероприятий по повышению качества и безопасности перевозок на московском метро.

Заявив о необходимости увеличить темпы строительства линий подземки до 15 км в год, он усомнился, что выделенные на это средства будут использованы эффективно. По его словам, при увеличении выделяемых средств на строительство метро можно ждать «сразу увеличения стоимости километра». Он предложил метрополитену найти способы «удешевления» строительства новых линий. «Я не хочу называть цифру, на которую это нужно сделать, но, я думаю, вы понимаете ответственность и значение этих мер», — заявил мэр.

Аргументы директора ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Гаева о том, что стоимость строительства одного километра линии метро в Москве составляет около 5 млрд рублей, а разработка и согласование проектной документации занимает (из-за издержек федерального Градостроительного кодекса) около 4 лет, после чего устаревает и требует корректировки, градоначальник выслушал без особого интереса. Так же как и предложение активнее заняться строительством более дешевых линий скоростного трамвая и «легкого метро». Видимо, решение о том, как мотивировать руководство метрополитена к экономии, было им принято заранее.

«Чтобы вам не было скучно работать, предлагаю вместе с департаментом транспорта и Счетной палатой провести проверку работы метрополитена», — заявил Собянин.

Контрольно-счетная палата Москвы проверяла ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен» в 2009 году. Но тогда усилия аудиторов были направлены на обследование динамики социально-экономических и финансовых показателей деятельности предприятий. Некоторое время назад столичная палата предлагала внести в городской кодекс об административных нарушениях ответственность за неэффективное использование бюджетных средств, но эта идея не получила поддержки.

О проблемах метростроения в эпоху Лужкова было принято говорить лишь, что федеральный центр не выполняет своих обязательств по его финансированию.

Так, в прошлом году в городском бюджете на метростроение было выделено 24 млрд рублей, а из федерального бюджета поступил 1 млрд 919 млн рублей. Не слишком изменились эти цифры и в нынешнем году: из госбюджета ожидаются 3 млрд рублей. При этом в руководстве метрополитена настаивали, что для обеспечения нормального темпа строительства метро необходимо не менее 40 млрд рублей в год.

И Юрий Лужков, и депутаты городского парламента регулярно принимали на этот счет обращения к Госдуме и правительству. Столичные власти утверждали, что еще в соответствии с распоряжением правительства РФ от 12 октября 2000 года № 1433-р с 2001 года предусмотрено выделение средств федерального бюджета в качестве государственной поддержки по отрасли «Метростроение» в размере до 20% общего объема технологически обоснованной потребности в средствах. Фактически же в последние годы из федерального бюджета выделялось не более 10% такой потребности.

Реакция на все эти обращения была нулевой, Лужкову федеральных денег на метро не давали, считая его «черной дырой». (По словам председателя комитета по транспорту Госдумы Сергея Шишкарева, «метро никому не принадлежит и никому не отчитывается».) Собянину деньги, судя по всему, дадут. По его словам, Москве необходимо строить примерно 15 км метрополитена в год, на что потребуется от 45 до 50 млрд рублей ежегодно.

Но не факт, что распоряжаться этими средствами будет Гаев. По словам градоначальника, определяться с функцией заказчика строительства метро будут уже после проверки Счетной палаты.

По словам вице-спикера Мосгордумы Андрея Метельского, заказчиком строительства может выступать как сам ГУП «Метрополитен», так и любая сторонняя организация, выбранная по конкурсу. А в обращении мэра к Счетной палате, по его мнению «нет ничего сверхъестественного». «Метро строится за счет двух бюджетов, и в той части, где тратятся средства федерального бюджета, проверка осуществляется федеральным контрольным органом», — объяснил он «Газете.Ru».

По мнению руководителя департамента МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» Ирины Рукиной, Собянин будет проводить глубокий комплексный аудит по всем отраслям городского хозяйства, где есть серьезные финансовые потоки. И не исключено, что в результате проверок последуют кадровые изменения.

«Собянин пришел на новое место и должен понять, на что идут и как расходуются средства, — считает эксперт. — А метро — это целая империя. Она тратит огромные средства на строительство и содержание, но немало и зарабатывает, в том числе на коммерческой деятельности — рекламе и торговле. Когда бюджет закрыт от граждан — это очень плохо. Но еще хуже, если он закрыт от первого лица».