В четверг Минюст опубликовал инструкцию по организации наблюдения за гражданами, приговоренными к наказаниям в виде ограничения свободы. Этот вид уголовного наказания относительно новый для России: соответствующие поправки в рамках гуманизации Уголовного кодекса были внесены в его 53-ю статью 19 декабря 2009 года, а вступили в силу с 10 января 2010-го.
Суть нового вида наказания заключается в установлении осужденному ограничения на изменение места жительства, работы или учебы, а также на выезд и посещение определенных мест. К такому наказанию приговариваются лица, совершившие нетяжкие и средней тяжести преступления. Ранее осужденных в соответствии со ст. 53 Уголовного кодекса помещали в специальные учреждения без изоляции от общества, а теперь они могут отбывать наказание дома.
Норма действует уже около года, поясняют в Минюсте, но четких правил ее исполнения не было.
Статья 53 Уголовного кодекса
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
1. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
2. Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.
3. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.
4. Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
6. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Сама возможность избрания наказания в виде ограничения свободы прописана в Уголовном кодексе, основные пункты порядка надзора за осужденными — в уголовно-исполнительном законодательстве (в частности, в Уголовно-исполнительном кодексе). Профильное ведомство должно было уточнить в подзаконном акте, как должна быть организована работа его сотрудников, что и сделал Минюст.
Теперь сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН ), ответственные за надзор за приговоренными к ограничению свободы, получили четкую инструкцию.
Уголовно-исполнительный кодекс. Глава 8. «Исполнение наказания в виде ограничения свободы»
Статья 47.1. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы (введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
1. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.
2. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.
3. Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет указанную уголовно-исполнительную инспекцию в письменной форме.
4. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.
5. Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.
6. Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.
Статья 49. Исчисление срока ограничения свободы (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
1. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.
2. В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.
3. В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.
Статья 50. Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
1. Наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства.
2. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.
3. В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию.
Статья 54. Обязанности уголовно-исполнительной инспекции (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
1. Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.
2. Порядок исполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, определяется настоящим Кодексом, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 57. Меры поощрения, применяемые к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным следующие меры поощрения:
а) благодарность;
б) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
в) разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней;
г) разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования.
Статья 58. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
1. Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются:
а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет;
б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;
в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации;
д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;
е) невыполнение осужденным требования, указанного в части третьей статьи 50 настоящего Кодекса.
2. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой настоящей статьи, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.
3. В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление.
4. Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:
а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;
б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;
в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;
г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в части третьей статьи 47.1 настоящего Кодекса.
5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов в целях решения вопросов, предусмотренных частью пятой настоящей статьи. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток.
7. После задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, суд в соответствии со статьей 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статья 59. Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
1. Решение о применении к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы мер поощрения и взыскания выносится в письменной форме.
2. При применении мер взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и поведение осужденного. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру совершенного нарушения. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением производилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее 30 суток со дня обнаружения нарушения.
3. Правом применения предусмотренных настоящим Кодексом мер поощрения и взыскания пользуется в полном объеме начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо.
4. Если в течение одного года со дня наложения взыскания не будет применено новое взыскание, осужденный считается не имеющим взыскания.
5. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня наложения предупреждения и не ранее шести месяцев со дня наложения официального предостережения.
Статья 60. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
2. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.
3. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В 58-страничном документе за подписью министра юстиции Александра Коновалова подробно описано, как инспекции ФСИН должны проверять своих подопечных, наказывать за нарушение режима наказания и использовать техсредства для наблюдения за ними. Также к инструкции приложены все необходимые для работы с осужденным формы и бланки.
В инструкции говорится, что являться для проверки в районную инспекцию ФСИН осужденный должен не реже чем раз в месяц. При этом, сообщается в документе, дата явки выбирается «с учетом объективных обстоятельств – расстояния, наличия транспортных возможностей и т. д.». Чтобы удостовериться, что осужденный получил повестку о явке в инспекцию, сотрудники ФСИН вправе связаться с ним по электронной почте, телефону или прийти к нему домой. В инструкции отдельно говорится, что инспектор в рамках внеплановой проверки имеет право прийти с проверкой к осужденному домой или удостовериться в том, что он не нарушает режим, по телефону до 22.00. Кроме того, если приговором гражданину запрещено посещать те или иные места, сотрудники ФСИН должны ходить с проверками и туда.
Если осужденный покинет место жительства без уважительной причины (смена места работы, переезд и т. д.), то ему будет вынесено предупреждение, а срок его отсутствия не будет засчитан в отбывание наказания. Если гражданин, вопреки предупреждениям, продолжит нарушать режим, то ФСИН вправе применить к нему техсредства – установить в квартире видеокамеру или надеть на него электронный браслет.
Как ранее заявляли представители ФСИН, бюджета ведомства не хватит, чтобы снабдить всех приговоренных к ограничению свободы электронными браслетами, поэтому данная мера будет применяться выборочно.
О том, что при использовании техсредств необходимо будет учитывать обстоятельства содержания осужденного и возможности той или иной инспекции, говорится и в инструкции Минюста. Если же инспектор все же решит установить в квартире осужденного видеокамеру или надеть ему на запястье электронный браслет, то он будет обязан вручить своему подопечному памятку по их использованию и взять с него расписку о материальной ответственности.
Статистики по приговорам по 53-й статье Уголовного кодекса у ведомства нет, но, по его данным, в 2010 году их выносилось немного.
По словам правозащитников, опубликованная Минюстом инструкция нареканий у них не вызывает.
«Честно говоря, не вижу, где здесь могут быть нарушены права. Наоборот, очень хорошо, что такая инструкция есть», — считает юрист движения «За права человека» Евгений Ихлов. «Могу лишь добавить, что прозванивать подопечного можно не только по домашнему, но и по мобильному телефону, а потом смотреть, где был зафиксирован вызов. Это действительно мягкая норма наказания, и нужно знать, как применять ее», — сказал он.