Закат эпохи Юрия Лужкова может стать началом сворачивания столичных социальных программ. Не секрет, что в Москве уровень социальных гарантий выше, чем в целом по стране, и гарантом этого выступал именно Лужков. Неспроста первыми в его поддержку начали писать письма президенту организации ветеранов и инвалидов столицы.
С первых же часов «без Лужкова» столичные власти начали успокаивать горожан. «Все социальные программы продолжают действовать, и никто, кроме Мосгордумы, не может их отменить, — заявил во вторник журналистам спикер Владимир Платонов. — Но так вопрос не стоит».
Спокоен за городские социальные программы и председатель думской комиссии по социальной политике Михаил Антонцев.
«Хочу успокоить уязвимую часть москвичей, — заявил он «Газете.Ru». — Это не просто воля Лужкова, а политика, оформленная на сегодняшний день соответствующими законами города. И без их замены никто не может изменить и степень социальной поддержки москвичей». Кроме того, все необходимые суммы уже заложены в показателях проекта бюджета столицы на 2011 год, отметил депутат.
Проект бюджета на следующий год Мосгордума рассмотрит в среду в первом чтении. Общие расходы на социальную сферу в бюджете Москвы на 2011 год запланированы в размере 644,4 млрд рублей, что на 12% больше, чем в 2010 году. В следующем году в два этапа планируется проиндексировать и зарплату работникам бюджетных госучреждений: с 1 января 2011 года — на 3%, с 1 сентября 2011 года — на 5%.
Планируется, что вырастут и так называемые лужковские надбавки — самая мощная из мер социальной поддержки в Москве.
Городской социальный стандарт для неработающих и отдельных категорий работающих пенсионеров в Москве планируется в размере 11 тыс. рублей с 1 января 2011 года (с 1 января 2010 года он составил 10 275 рублей). «Лужковские надбавки» получают сейчас порядка 2 млн человек. Надбавка составляет более 3 тыс. рублей. Расходы на выплату городских доплат к пенсиям для неработающих составят в 2011 году более 96 млрд рублей.
Напомним, что пенсионные доплаты действуют и во многих других регионах России и утверждаются ежегодно из регионального бюджета, собранного из налогов. В Москве надбавки к пенсиям выплачиваются из бюджета города на основании постановления правительства Москвы от 27 ноября 2007 года.
Установленные в городских законах меры соцподдержки жителей города реализуются на основании постановлений правительства Москвы. Каждое такое постановление утверждает комплекс мероприятий на конкретный период, и закладываемые в эти постановления конкретные суммы могут меняться.
Так, постановление № 20-ПП от 19.01.2010 «О ходе реализации комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы на 2009—2011 гг. и задачах по ее выполнению в 2010 году» устанавливает размеры ежемесячных городских денежных выплат, предусмотренных законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» на 2010 год.
В частности, реабилитированным лицам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается выплата в 735 руб., труженикам тыла — 635 руб., ветеранам труда и ветеранам военной службы — 420 руб. Этим же документом утвержден расчетный норматив бюджетного финансирования на 2010 год на одного ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа — обучающихся, воспитанников и выпускников государственных образовательных учреждений. Устанавливается размер материальной помощи, оказываемой многодетным, неполным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, одиноким матерям и другим малообеспеченным категориям граждан.
То же самое касается мер поддержки инвалидов. Например, в комплексных центрах социального обслуживания в 2009 году были открыты 56 отделений по выдаче технических средств реабилитации, организована при необходимости доставка указанных изделий на дом. И количество выданных средств реабилитации в несколько раз превысило объемы изделий, выданных по линии социального страхования. Порядок предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда к месту лечения тоже регулируется соответствующими постановлениями городского правительства.
Даже величина прожиточного минимума, на которую «завязаны» все основные выплаты, устанавливается ежеквартально постановлением городского правительства.
Прожиточный минимум в Москве на четверть больше, чем в Московской области.
Каждый год планируются и средства, которые может выделить городской бюджет на жилищные программы — обеспечение жильем очередников, молодых и многодетных семей, участников программы социальной ипотеки.
Первый год, скорее всего, столичная система соцподдержки будет сохраняться по инерции, а дальше все будет зависеть от политики нового мэра, считают эксперты.
«Новый мэр должен дать гарантии, что не будет отменять достигнутого уровня соцподдержки москвичей, что все надбавки и льготы будут сохранены и монетизации льгот по Зурабову в Москве не будет, — считает лидер «Яблока» Сергей Митрохин. — Не Мосгордума, а именно новый мэр. Это должно быть его первым шагом».
Правда, отмечает Митрохин, к сохранению социальных гарантий должна быть прежде всего политическая воля, а это зависит от того, кто придет на смену Лужкову и чьи интересы новый мэр будет представлять. «Но, скорее всего, новый мэр будет представлять интересы федеральных властей, а это значит, что соцгарантии не будут сохранены», — считает Митрохин.
Но с наибольшей степенью вероятности будет снижен уровень поддержки в ЖКХ, считают эксперты.
Гордость Юрия Лужкова — 10-процентный барьер при получении субсидии на оплату «коммуналки» (доля расходов на ЖКХ в семейном бюджете) — может быть заменен на 22-процентный общероссийский. Может быть отменена 50-процентная скидка при оплате жилья пенсионерами: как и по всей стране, ее может заменить полная монетизация.
И, кроме того, Москва может перейти на 100-процентную оплату горожанами жилищно-коммунальных услуг.
«Это сразу поднимет расценки на тепло, воду и другие услуги, — считает Митрохин. — При этом нам будут говорить, что все московские отличия надо отменить, так как нам нужны деньги из федерального фонда поддержки ЖКХ (100-процентная оплата ЖКХ — условие получения средств из федерального фонда). А кто эти деньги увидит — это уже другой вопрос».
Сегодняшняя социальная политика Москвы очень разнообразна, признает Митрохин. В столице высок уровень поддержки бюджетников. «Зарплата учителей в Москве довольно высокая, — говорит он. — Например, в Липецкой области она ниже в восемь раз, при том что цены все-таки отличаются не так кардинально. Высок в Москве и уровень поддержки разных культурных учреждений. Нельзя точно сказать, что все это «провиснет», но при Лужкове поддержка была предсказуемой. Новый мэр будет минимально зависеть от москвичей в отличие от Лужкова, которого москвичи несколько раз избирали».