«И дома сносить не хочется, и лес жалко»

Чиновники не пришли на слушания по трассе Москва — Санкт-Петербург

РИА «Новости»
В Химках прошли первые общественные слушания по поводу строительства трассы Москва — Санкт-Петербург. Из 186 тысяч жителей города ДК «Родина» в четверг посетили около 500 человек. От администрации Химок на встрече не выступил никто. Проектировщики трассы убеждали собравшихся, что дорога через лес единственно подходящая. О существовании пяти вариантов прокладки дороги химчане узнали впервые.

В 16.00 у здания ДК «Родина» уже стояли жители Химок. Участники назначенных на 17.00 общественных слушаний обсуждали, что их «срочно сорвали с работы», и интересовались, все ли взяли с собой паспорта, «как было велено». Корреспонденту «Газеты.Ru» химчане рассказали, что узнали о слушаниях накануне вечером в основном от начальства: большая часть пришедших — работники госучреждений.

Сотрудницы одной из школ признались, что к «Родине» их привезли организованно, на автобусе.

«Почему приехали так рано? Как привезли, так и приехали. Нас всех привезли к 16.00 от школы», — сказала собеседница. О своем отношении к Химкинскому лесу она сказать не успела: коллега демонстративно наступил учительнице на ногу. Пришедшая к «Родине» пенсионерка, также сотрудница «одного из госучреждений Химок», утверждает, что начальство обещало лишить ее премий, в случае если она не явится в ДК к 16.00. Врачи городской поликлиники и спорткомитета рассказали, что накануне руководители на спецсобрании сообщили им о слушаниях. Прийти, по словам участников, их попросили «в добровольно-принудительном порядке, как всегда у нас в стране». Впрочем, они отметили, что пришли бы и по собственному желанию.

Напомним, что представители движения «В защиту Химкинского леса» слушания назвали антиобщественными и даже написали заявление в Генпрокуратуру с требованием опротестовать их проведение. По словам лидера движения Евгении Чириковой, нормально их организовать «просто не получилось»: информации о встрече не было ни на стендах города Химки, ни в местных СМИ, а на сайте городской администрации объявление появилось накануне поздно вечером.

«Люди просто не знают о том, куда им приходить, что будет. Об общественных слушаниях лично я прочитала только вчера в «Газете.Ru». Но, извините, не все же жители читают интернет», – сказала Чирикова.

В итоге из 180 тысяч жителей на слушания пришли не больше 500 человек. «Да большая часть жителей в Москве работает. Как они вообще сюда попадут в 16.00 в четверг?» — спрашивали друг друга участники. В очередь перед актовым залом выстроились одни бюджетники. За четырьмя столами внутри сотрудники ДК переписывали у всех входящих паспортные данные. В обмен жителям Химок давали «Лист записи предложений и замечаний». По окончании слушаний его было велено положить в урну для голосования.

Попав в ДК, жители сначала натыкались на фотографии пикета в защиту утвержденного властями проекта трассы Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес. На желтых растяжках были лозунги «За модернизацию!!!», «Чирикова – вон из Химок», «Дорогу молодежи» и «Дороге быть!».

С такими же плакатами, написанными от руки, в актовом зале ДК подпирали стены молодые люди в спортивных костюмах.

Некоторые из них представились корреспонденту «Газеты.Ru» жителями Химок, другие резко отвечали: «Я сказал, что не разговариваю ни с кем». Один молодой человек с плакатом «Дороге быть» признался, что он из Железнодорожного. Другой назвал присутствовавших «молодежью из разных городов» и попросил журналистов отойти. Одна из девушек, также держащая в руках свернутый плакат, сказала, что представляет «одно из молодежных движений». Какое, уточнить не успела: стоявшая рядом блондинка шепнула ей что-то на ухо, и следующей репликой собеседницы стало уже «Без комментариев».

Пока «молодежь из разных городов» занимала в актовом зале стратегические позиции, жители Химок — большинство впервые — изучали перед входом в зал предлагаемые пять вариантов строительства трассы. Под каждым было подписано, сколько домов необходимо снести для постройки: лидером тут стал проект трассы через Ленинградское шоссе с устройством эстакады. Другая таблица показывала, сколько будет стоить каждый вариант: самым дорогим (200 млрд рублей) стал пятый вариант — прокладка туннеля вдоль леса.

Предлагаемая властями третья схема, трасса через Химкинский лес, по таблице, предусматривает снос только двух домов и стоит почти 52 млрд рублей. Жители долго изучали таблицы и схемы, кто-то кричал, что лес не может быть дороже судьбы людей и лучше рубить его, чем сносить постройки, кто-то говорил, что все постройки – старые дома или коттеджи, которые и так можно снести. Трое мужчин долго изучали карту, затем подошли к таблице и от нее уже уверено сели за стол заполнять розданные листы. Слушаний они решили не дожидаться: «Мы все уже решили. Мы за вариант прокладки по территории Молжаниново: он же самый дешевый, чуть больше 43 млрд, а на сэкономленные деньги можно построить недостающие детские сады», — ответили химчане.

Ни один чиновник из химкинской администрации на слушания не пришел. Единственный представитель мэрии — городской архитектор — от комментариев отказался, заявив, что мероприятие организовывал не он.

Зато в ДК приехали руководитель ФГУ «Дороги России» Андрей Журавлев, заместитель генерального директора ЗАО «Петербург-Дорсервис» Владимир Шеметов, главный инженер этой компании Николай Кузнецов, а также главный инженер проекта трассы Ольга Биченко. Все они убеждали собравшихся в актовом зале жителей, что другого варианта прохода трассы, кроме как через Химкинский лес, нет. «Это минимальный вариант сноса домов, минимальный ущерб для жителей», — говорил со сцены Журавлев. Шелехов рассказывал химчанам, что Молжаниново (район Москвы, через который власти сейчас рассматривают возможность проведения трассы) является особо охраняемой природной территорией, «где водятся редкие виды, так скажем, земноводных, занесенных в Красную книгу Москвы». Биченко напомнила, что, по утвержденному варианту трассы, вырубить надо 144 га леса и снести два дома, для трассы через Молжаниново придется уничтожить 80 гектаров леса и больше домов.

«В любом случае лес придется вырубать», — сказала она.

Шеметов напоминал также, что, по утвержденному плану, лесной пояс вокруг Москвы пострадать не может: взамен вырубленного Химкинского леса предполагается насадить 180 гектаров деревьев в Лосином острове и 500 гектаров в Молжаниново. «А лес мы хотим облагородить, сделать около трассы нормальный парк», — повторял Шеметов.

У жителей на выступления было полчаса. Практически все, кто тянул руки и брал микрофон, кричали, что выступают за трассу, потому что «им надоели пробки и надоело дышать отходами с Ленинградки». «Что дороже: лес или химчане?» — говорили в микрофон жители, упоминая зачем-то также в своих выступлениях Евгению Чирикову и движение «В защиту Химкинского леса». По мнению выступавших, Чирикова «в Химках не была и заботится только о своем имидже».

Чирикова отстаивать свою позицию в ДК не пришла. Как сказал ведущий слушаний, она сослалась на «непредвиденные дела». В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» Чирикова отметила, что не придет, потому что они незаконны: жители узнали об общественном обсуждении только накануне.

Выступление единственного химчанина, высказавшегося против строительства дороги, но за реконструкцию Ленинградского шоссе, заглушили криками «Дороге быть!» и «Дорогу нацпроектам!» стоявшие у стен активисты.

Несмотря на все это, выходя из актового зала, горожане уже не разделяли уверенность тех, кто выступал за необходимость строительства федеральной трассы через лес. «Не знаю. Мы все слышим в первый раз. Это сложный вопрос: и дома сносить не хочется, но и лес нам жалко. И так от Химок уже ничего не осталось», — сказала одна из жительниц, промолчавшая в зале. Другие участники говорили, что из слушаний «сделали балаган» с ненужными выкриками и оскорблениями. Третьи же подмечали, что назвать выступления в кинотеатре «Родина» общественными слушаниями вообще сложно.

На опросных листках горожане написали свои размышления о судьбе леса и оставили их в урнах. Кто и когда будет читать предложения химчан, неизвестно.

Напомним, что накануне обсуждения в Химках источники в Кремле заявили, что решение о будущем трассы Москва – Санкт-Петербург будет принято только по итогам ее обсуждения в Общественной палате. «До этого любые обращения, направляемые руководству страны, будут рассматриваться в качестве мнений в поддержку того или иного решения проблемы. Это касается и обращения губернатора Московской области Бориса Громова», – заявил «Интерфаксу» источник в Кремле. «До окончания слушаний в Общественной палате озвучивание каких-либо решений по данному вопросу было бы преждевременным», – добавил он.