Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Шариатский суд вызвали в прокуратуру

Шариатский суд в Петербурге противоречит законодательству России

Никита Зея (Санкт-Петербург) 20.08.2010, 13:59
China Photos/Getty Images/Fotobank.ru

За создание шариатского суда прокуратура Петербурга вынесла предостережение главе мусульманской организации «Аль-Фатх». В ответ исламский лидер заявил, что его неправильно поняли, и обратился в Госдуму с просьбой разработать законодательство о судах совести для мусульман.

Прокуратура проверила шариатский суд, недавно открытый в Петербурге, и пришла к выводу, что его существование противоречит российскому законодательству. «В ходе проверки установлено, что в доме 10—12 по Московскому проспекту в Санкт-Петербурге располагается молельная комната для лиц, исповедующих ислам, — говорится в официальном сообщении горпрокуратуры. — Комната арендуется местной религиозной организацией мусульман «Аль-Фатх», председателем которой является Джамалиддин Махмутов. Он пояснил, что, являясь адвокатом, в конце июля 2010 года самостоятельно, без какого-либо документального оформления, принял решение об учреждении при молельной комнате исламского правозащитного центра и действующего при нем шариатского суда. Судьями стали сам Махмутов и его знакомый».

Мусульманскому лидеру вынесли предостережение о недопустимости нарушения закона и разъяснили, что судебная власть в России осуществляется только государственными судами.

Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя их функции. Сейчас прокуратура города продолжает проверку деятельности организации «Аль-Фатх» на проявление экстремизма.

По мнению Махмутова, его слова о шариатском суде были неверно интерпретированы СМИ, и в итоге и прокуратура все перепутала. На самом деле, сказал лидер «Аль-Фатх», имелся в виду не юридический суд, а «религиозный суд совести», все решения которого «носят только рекомендательный характер с целью примирения и покаяния мусульман». «Вот, например, вы верующий человек, и у вас случился семейный конфликт, — пояснил Махмутов «Газете.Ru». — Вы ведь идете в церковь к батюшке, чтобы вас рассудил, а не в обычный суд. Вот и ко мне очень часто обращаются верующие. По самым разным вопросам. Можно ли мусульманину держать собаку, можно ли вешать в квартире фотографии родственников, в чем должна ходить мусульманка? В городе 500—700 тысяч приезжих. Многие не знают русского языка. И что, им идти в мировой суд по каждому вопросу? Да там им скажут, это дело религии, разбирайтесь сами. Поэтому мы и создали свой суд. Он ни в коем случае не является параллельным российской судебной системе, в чем меня сейчас пытается обвинить прокуратура. Это суд совести, чести и морали. Еще Достоевский говорил, что суд Божий — это людская совесть, внутренний голос человека. Некоторые верующие таковы, что, если их не рассудить вовремя, может пролиться кровь».

По словам Махмутова, он обратился с письмами к президенту страны, генпрокурору и председателю комитета Госдумы по законодательству, в которых изложил ситуацию и попросил о законодательной инициативе, которая бы позволила ввести религиозный суд совести в правовое поле.

Ответы на письма пока не пришли.

Исламский лидер считает, что прокуратура могла вынести ему предостережение после жалобы «религиозных конкурентов» — других исламских организаций. Сейчас в Петербурге действуют три влиятельные исламские организации — Соборная мечеть, настоятелем которой является муфтий Джафар Пончаев, председатель Духовного управления мусульман северо-запада, Координационный совет мусульман Петербурга под руководством председателя Шамиля Мугаттарова и «Аль-Фатх». В исламских кругах говорят, что три организации ведут скрытую борьбу не только за души верующих, но и за молитвенные помещения.

Напомним, в конце июля Джамалиддин Махмутов объявил об открытии в Петербурге первого исламского правозащитного центра. При нем должен был действовать шариатский суд.

Как предполагал Махмутов, судьи советовали бы людям, как правильно себя вести с точки зрения Корана в тех или иных ситуациях.

Кроме того, одной из задач центра была консультация по составлению бумаг в обычные суды и разрешение бытовых и семейных конфликтов. Предполагалось, что все дела в суде будут рассматриваться бесплатно. По словам Махмутова, наказания, которые предусматривает Коран, — усекновение головы мечом, отсечение руки, побивание камнями, удары плетьми или штраф — шариатский суд применять не будет, это противоречит российскому законодательству.

Никаких разрешений для открытия центра, по словам Махмутова, не потребовалось.

Другие исламские деятели Петербурга создание шариатского суда не поддержали. Заместитель муфтия Петербурга Равиль Панчеев назвал Махмутова шарлатаном, у которого нет полномочий на создание суда, так как нет соответствующего образования и религиозной практики. Глава Координационного совета мусульман Петербурга Шамиль Мугаттаров сказал, что к суду нельзя относиться серьезно, поскольку он был создан без согласия питерских мусульман, а среди наказаний, выносимых судом, может быть побивание камнями или плетьми. Однако некоторые светские адвокаты заявили, что шариатский суд возможен в рамках мелких гражданско-правовых разбирательств между мусульманами: спорящие стороны, по их словам, имеют право выбирать, куда им идти — в мировой суд или в шариатский. В частности, такой точки зрения придерживается известный питерский адвокат Юрий Новолодский.

В настоящее время несколько десятков шариатских судов действуют в мусульманских общинах северного Дагестана и Чечни. Как правило, они состоят из имама соборной мечети, который по пятницам председательствует на советах старейшин общины. Он разбирает мелкие уголовные дела, семейные споры, оформляет завещания. Шариатский суд в наиболее аутентичном виде существует сейчас в Саудовской Аравии. За нравственностью саудитов следят патрули шариатской гвардии, входящей в «Комитет пропаганды добродетели».