Шатко не валко

Качающийся мост в Волгограде откроется со вторник

,
ИТАР-ТАСС
Во вторник в Волгограде будет открыт для проезда мост, который начал раскачиваться во время сильных порывов ветра. Комиссия, обследовав конструкцию, не нашла каких-либо дефектов. Мост будет оснащен системой автоматического мониторинга, которая сможет подавать сигнал об опасности. Но точно определить причину «раскачивания» конструкции эксперты смогут не раньше, чем через два месяца.

За выходные эксперты полностью обследовали качающийся мост в Волгограде. «Было проведено ультразвуковое исследование, проверяли швы, выискивая повреждения на молекулярном уровне. Но все в полном порядке, — сообщили «Газете.Ru» в администрации Волгоградской области. — Также была проведена геодезическая экспертиза».

Окончательные результаты проверки будут известны только к вечеру понедельника. Однако губернатор области уже заявил, что мост откроется во вторник.

Мост начал раскачиваться 20 мая, явление наблюдалось с 17.47 до 19.30. «Колебания высотой от 30 см до 1 метра были на русловой части мостового перехода через реку Волга, — сказали в СКП. — Наибольшие колебания наблюдались в местах максимальных пролетов». Очевидцы рассказывали, что пролеты ходили ходуном — машины подбрасывало в воздух. «Мой знакомый ехал по мосту в самую качку. Он мужик крепкий, но страху натерпелся — впечатления от этой поездочки у него надолго останутся, — делятся жители города на форумах Волгограда. — Он в машине умудрился разуться, снять куртку и пиджак, ехал с открытыми дверями — хотя если бы мост рухнул, то вряд ли ему это помогло». В итоге 21 мая было закрыто движение через реку в обоих направлениях.

«Что касается безопасности населения, мы должны десять раз отмерить, а потом принять решение. Поэтому мы завтра открываем движение на мосту для легкового автотранспорта», — цитирует слова губернатора Анатолия Бровко РИА «Новости». Только затем через реку разрешат проехать грузовикам.

«Эксперты заявили нам, что, по предварительным данным, колебания были вызваны стечением нескольких природных факторов, а не только порывами ветра, — сообщил сотрудник областной администрации. — У нас ветры — заурядное явление».

Что это за факторы, специалисты не уточнили. «Но информация о землетрясении так и не подтвердилось», — добавили в администрации. Ранее сообщалось, что причиной колебаний моста стала его аэродинамика: ветровые нагрузки могли попасть в одну резонансную зону и вызвать такие последствия. «Чтобы это точно выяснить, будет проведена аэродинамическая экспертиза, но это произойдет в течение двух месяцев, — сказал представитель администрации. — По ее итогам будет установлено спецоборудование, которое будет корректировать ветровую нагрузку».

Пока что на мосту планируется установить специальные датчики.

«Будет введена система автоматического мониторинга, которая при определенных условиях будет автоматически давать запрет на передвижение по мосту, — сообщил сотрудник областной администрации. — Картинка происходящего будет выводиться на мониторы». Где именно будут установлены мониторы, он сказать не смог.

Между тем за шатающийся мост взялись следователи.

Следственный комитет при прокуратуре России возбудил уголовное дело после сильного колебания моста в Волгограде по статье 216 УК (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ). «Создана комиссия, в состав которой вошли представители специализированных организаций, проводятся исследования», — добавили «Газете.Ru» в СКП.

Следователи СКП установили, что мост строился с 1994 года по октябрь 2009 года. Государственным заказчиком выступало управление автомобильных дорог администрации Волгоградской области, заказчиком-застройщиком являлось унитарное предприятие «Волгоградоблстройинвест», генеральным подрядчиком — ОАО «Волгомост». Субподрядчиками являлись более 40 организаций.

«В данном случае имеет место банальная ошибка проектирования», — уверен начальник конструкторской бригады ООО «НИК-Самара» Олег Токарев.

По его мнению, скорее всего была неправильно посчитана собственная частота колебаний мостовой конструкции. «Вполне возможно, что ее считали в 1993–1996 годах, когда создавался проект, а в 2006 году проект подкорректировали, а перерасчета не сделали, — выдвинул предположение Токарев. — Современные методы компьютерного моделирования позволяют достаточно точно и быстро считать такие вещи».

Эксперт отметил, что конструкция выглядит слишком изящной: «строительная высота балки выглядит слишком малой по сравнению с длиной пролета». «То, что пока изгибы не вызвали растрескивания, неудивительно: относительные деформации невелики, а немного гнуться может и бетон, тем более асфальт, — пояснил Токарев. — Однако это не означает, что мост может и дальше безнаказанно «плясать» от каждого соответствующего ветерка. Рано или поздно трещины появятся, и мост просто развалится. Мост Tacoma Narrows в США, который строители и местные жители прозвали «галопирующей Герти» и который разрушился в 1940 году, тоже обвалился не сразу — сначала наблюдались лишь колебания».

Инженер уверен: эксплуатировать в текущем состоянии мост нельзя, он нуждается в доработке или перестройке.

«Для начала нужно посчитать собственную частоту колебаний конструкции. А потом «поиграть» конструкцией на компьютере, — сразу предложил свои варианты Токарев. — Попытаться найти варианты минимальных доработок конструкции с увеличением собственной частоты колебаний. Можно предположить локальные усиления конструкции, можно попробовать разместить какие-то грузы по длине пролетов. В любом случае это будут очень серьезные работы». Он пояснил, что, если вариантов доработки не найдется (их может просто не быть), придется просто переделать мост. «Опоры скорее всего менять не придется, а пролеты придется заменить, — сказал эксперт. — В общем, без малого построить мост заново».

Какой срок годности был рассчитан для волгоградского моста, в администрации области не смогли сказать. Однако эксперты поясняют, что теоретически мост — конструкция долгосрочной эксплуатации.

«Он строится по крайней мере на 100 лет», — рассказал «Газете.Ru» начальник конструкторской бригады ООО «НИК-Самара» Олег Токарев.

По его словам, до первого капитального ремонта проходит не менее 50 лет. «Например, Сызранский железнодорожный мост через Волгу, построенный в 1880 году и бывший на момент открытия самым длинным мостом Европы (1485 метров, 13 пролетов) служит до сих пор, — пояснил инженер. — За это время металлические конструкции меняли один раз, а каменные опоры (быки) стоят те же».

Живым примером качественного строительства стал знаменитый Бруклинский мост в Нью-Йорке длиной 1825 метров. Он был открыт в 1883 году. Инженер впервые использовал стальные тросы при его возведении. Тогда еще не была известна роль аэродинамики в строительстве мостов, однако впоследствии выяснилось, что конструкция связки тросов, поддерживающих мост, в 6 раз прочнее, чем думал его инженер Джон Роблинг. А самый высокий мост в мире — виадук Милло во Франции, возвышающийся над землей на 343 метра и протяженностью в 2,5 километра, рассчитан на 120 лет. Он был открыт в 2004 году. «А вспомните самые древние мосты — акведуки Пон-дю-Гар во Франции и Валента в Стамбуле: им около двух тысяч лет, — добавил Токарев. — Мосту Понте Веккьо во Флоренции около 700 лет».