Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Секвестр «Сити» не коснется

Столичные власти отказываются от составления трехлетних бюджетов

Столичные власти отказываются от составления трехлетних бюджетов. Бюджет 2009 года будет секвестрован на 30%.

Москва начинает жить сегодняшним днем. Складывающееся в 2009 году существенное отставание в формировании доходов городского бюджета и неопределенность прогнозируемых параметров социально-экономического развития требует временного отказа от утверждения бюджета на трехлетний период, заявил министр финансов столицы Юрий Коростелев, представляя в среду Мосгордуме поправки к городскому закону «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве».

Согласно этим поправкам, власти имеют право признавать утратившими силу показатели планового периода, а также отказаться от составления трехлетнего бюджета, если в реальности показатели доходов текущего бюджета оказываются существенно — более чем на 15% ниже прогнозных. Именно такая ситуация сложилась сейчас. К тому же по этому пути уже пошли «старшие товарищи»: аналогичное решение на федеральном уровне было принято еще 9 апреля.

Депутаты согласились с предлагаемыми изменениями, учитывая, что быстро трудные времена не закончатся.

Напомним, что Москва перешла на трехлетний бюджет с 2009 года. Как совсем еще недавно заявляли в мэрии, городские власти внимательно наблюдали, как работает трехлетний бюджет на федеральном уровне (Госдума приняла первый трехлетний бюджет летом 2007 года), и в условиях внутренней политической и финансовой стабильности сочли возможным реализовать этот подход для бюджетного планирования в Москве. В числе приоритетных направлений бюджетной политики назывались активное участие в жилищном строительстве, развитие транспортной инфраструктуры и ускоренное решение проблемы капремонта жилищного фонда Москвы.

26 августа правительство Москвы одобрило проект трехлетнего бюджета города на 2009 год и плановый период 2010–2011 годы. Документ предусматривал на 2009 год доходы бюджета в сумме около 1,5 трлн руб. и расходы около 1,6 трлн руб. В 2010 году доходы предполагались около 1,7 трлн руб. и расходы более 1,7 трлн руб. На 2011 год доходы запланированы в сумме 1,95 трлн руб. и расходы 2 трлн руб. Но уже в октябре в него были внесены корректировки. И в принятом под Новый год законе о бюджете доходы были запланированы в размере около 1,39 трлн руб., а расходы — около 1,45 трлн руб.

Однако уже через неделю Мосгордума рассмотрит новые параметры бюджета, доходная часть которого сокращается на сумму до 500 млрд рублей (30%).

Впрочем, столичные власти не готовы признать ответственность за ошибку при планировании бюджетного процесса, в тысячный раз повторяя, что в кризис страну затащили ведущие мировые экономики, цены на ресурсы формируются не внутри страны, а на международных товарных рынках и что еще в августе с экономикой у нас все было в полном порядке.

«В третьем чтении бюджет рассматривался в декабре, в самый разгар кризиса, когда абсолютно всем было понятно, что он нереален и запланированные в нем налоги не собрать, — заявил лидер фракции «Яблоко» Сергей Митрохин. – И мы задавали вопрос: вы живете в реалиях кризиса или принимаете бюджет просто по инерции? Но нас тогда обвинили в некомпетентности. Но говорит ли о компетентности принятый как ни в чем не бывало заведомо невыполнимый бюджет? В итоге мы вынуждены отказываться от определенных в трехлетнем бюджете стратегических целей».

«Логика финансовой власти в ее консервативности, — объяснил непонятливым коллегам единоросс Михаил Москвин-Тарханов. — Поэтому мы не делали резких движений в декабре. Тогда мы оперлись на старый бюджет, а сейчас его взвешенно меняем».

Между тем руководитель Управления федеральной налоговой службы по Москве Надежда Синикова с самого начала критиковала трехлетний бюджет, основанный на росте доходов из нефтегазовой отрасли.

(Из 727 млрд руб., поступивших в городской бюджет в 2008 году, 204,7 млрд руб. пришли из нефтегазового сектора). «При расчетах бюджета за основу берется прогноз «Газпрома», который нельзя назвать точным, — заявляла Синикова на августовском заседании правительства при рассмотрении городского трехлетнего бюджета. — 2008 год стал пиком доходов от нефтегазовой отрасли. Дальше уровень доходов от нефтегазового сектора будет снижаться. С учетом снижения нефтяных доходов построен и федеральный бюджет: со $112 за баррель в 2008 году до $95 в 2009-м и $88 долларов в 2011-м».

Действительность оказалась еще хуже. И сейчас основные поставщики доходов бюджета выглядят совсем плачевно.

Так, если в прошлом году от предприятий нефтяного сектора в бюджет поступило 62 млрд рублей, то в нынешнем ожидается менее 40 млрд. А от запланированных в размере 127 млрд рублей налогов «Газпрома» налоговики не надеются получить больше 70 млрд.

К 1 мая в бюджет города поступило 340,1 млрд рублей, что на 26% ниже показателей за аналогичный период 2008 года. Убытки столичных предприятий за год выросли почти в 10 раз. В итоге снижение налога на прибыль составило более 50% от соответствующего периода 2008 года. Под угрозой оказался и самый стабильный налог – на доходы физических лиц. Сделали свое дело сокращения, укороченная рабочая неделя и отпуска без содержания. Довершает безрадостную картину активизация усилий бизнеса по «минимизации налогообложения» – возврат к серым зарплатам и завышение истинных масштабов убытков.

Очевидно, что такая ситуация требует серьезного пересмотра бюджетных показателей. Основной объем грядущих сокращений расходов касается бюджетных инвестиций. В частности, адресная инвестиционная программа будет урезана на 43,3%, а программа комплекса городского хозяйства сократится на 27,1%. В результате в этом году построят в два раза меньше жилья и не запустят ни одного нового дорожно-строительного проекта. Сокращение финансирования префектур составляет 50,5%. Расходы комплекса социальной сферы составляющие порядка 7,8%, правда, как уверяют в мэрии, касаются они в первую очередь издержек.

При этом в мэрии, несмотря ни на что, не хотят отказываться от своих амбициозных проектов.

Например, от плана создания в столице к 2015 году мирового финансового центра. Цена вопроса — 5 трлн рублей (сумма сравнима с трехлетним бюджетом Москвы). Помимо строительства «Москвы-Сити» столичная казна продолжит финансирование запланированных проектов в других городах и странах, а также покупку акций активов московских электросетевых компаний. А на том же заседании Мосгордумы были подтверждены планы по внесению 5 млрд руб. в уставной капитал аэропорта Внуково и принят закон об освобождении от уплаты налога на имущество строящегося в нем нового терминала (25% акций строящего аэровокзал ОАО принадлежит частным лицам). Зато в мэрии решили экономить на канцелярских принадлежностях: теперь служебные документы распечатываются уменьшенным шрифтом и с обеих сторон листа.

Новости и материалы
Куба станет ближе для россиян зимой и весной
В посольстве России отвергли обвинения США в кибератаках на Европу
Большинство россиян считают важными уроки Великой Отечественной войны для молодежи
Артиллеристы РФ не дают ВСУ спокойно закрепляться на правом берегу Днепра
Стало известно, какие навыки работодатели хотят видеть в каждом резюме
В РФ в два раза подешевели авиабилеты в Европу
Украинские войска отошли от границы с Белгородской областью
В Госдуме анонсировали повышение пенсий военным
На Украине объяснили, почему документы минобороны подписывает не Умеров
В России планируют увеличить штрафы для владельцев опасных объектов без страховки
Соблюдавшим пост людям рекомендовали не налегать на яйца на Пасху
Алжир запросил закрытое заседание Совбеза ООН по теме массовых захоронений в секторе Газа
Аномальный снегопад пришел на южный Урал
Россиянам назвали самое безвредное для фигуры мороженое
Для ударов в тылу России Украина запрашивает у США разведывательные дроны
СВО помогло минобороны Украины выявить коррупцию в армии
После взрывов в украинском Павлограде есть перебои с электричеством
В районе Сахалина произошли землетрясения
Все новости