Ректор Российской академии театрального искусства (РАТИ, бывшего ГИТИСа) Марина Хмельницкая, руководившая главным театральным вузом России последние 9 лет, уволена. Согласно контракту, в конце нынешнего года она должна была сама покинуть пост ректора или переизбраться. Но накануне стало известно, что Министерство культуры, которое является учредителем РАТИ, без объяснения причин отстранило Хмельницкую от должности по ст. 278 ТК РФ (дополнительные основания для расторжения трудового договора с руководителем организации). Теперь по закону бывшему ректору должны выплатить компенсацию «в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка». Что именно стало причиной увольнения Хмельницкой, в министерстве не уточнили, сказав лишь, что «она освобождена приказом министра».
Как рассказали «Газете.Ru» в самой РАТИ, Хмельницкая перестала занимать пост ректора, но осталась преподавателем на кафедре истории театра.
Исполняющим обязанности ректора назначен теперь режиссер Юрий Шерлинг.
Как рассказал «Газете.Ru» режиссер Сергей Женовач, обладатель «Золотой маски» и один из преподавателей РАТИ-ГИТИСа, «это человек, не имеющий отношение ни к институту, ни к традициям».
Действительно, судя по биографии Шерлинга, после окончания института в 1969 году по специальности «режиссер-постановщик музыкального театра» он с вузом никогда не сотрудничал. По словам преподавателей РАТИ-ГИТИСа, они знают о и. о. ректора только то, что он с 1977 года по 1984 год возглавлял Еврейский камерный музыкальный театр.
После этого имя Шерлинга в прессе всплывало в начале 1990-х в связи со скандалом в международном неправительственном фонде «Дом детей-сирот», который возглавлял режиссер. В прессе тогда прошла информация, что фонд продает на «черный рынок» внутренние органы детей. Доказать это, впрочем, правоохранительные органы не смогли. Но после скандала фонд фактически прекратил свою деятельность.
Многие преподаватели института вспоминают среди «заслуг» нового ректора и провальный спектакль Шерлинга «Белая уздечка черной кобылицы» на сцене Театра сатиры в 2007 году, когда люди уходили из зала даже на премьере.
Смена руководства стала для профессуры РАТИ-ГИТИСа полной неожиданностью.
«Я растерян и не очень понимаю, что происходит, — признается Женовач. — Какое тут может быть отношение, если одним приказом назначили человека, не имеющего с нами никакой связи?»
Декан театроведческого факультета Елена Кочетова рассказывает, что в академии сейчас «очень тяжелая и напряженная обстановка» и известие об отставке Хмельницкой и назначении и. о. ректора Шерлинга для преподавательского состава «было как гром среди ясного неба». «Он явно не режиссер первого ранга», — говорит преподаватель про нового главу вуза. Источники в академии сообщают, что по вопросам, которые задает и. о. ректора коллективу, понятно: он действительно никогда не работал в высшей школе.
Кроме того, отмечают профессора, в этом году новому главе академии исполняется 65 лет — а ректоры вузов, согласно нормам закона «Об образовании», не могут быть старше этого возраста. Хотя срок полномочий 65-летнего ректора еще на пять лет может быть продлен учредителем вуза (как произошло, например, с ректором МГУ Виктором Садовничим).
В свой первый рабочий день Шерлинг встретился только с проректорами, деканов собирать не стал. Но преподавательский состав самостоятельно решил обсудить происходящее в академии.
В пятницу в 16.00 в здании ГИТИСа пройдет собрание коллектива. На нем, отмечает профессор Наталья Пивоварова, сотрудники академии сформулируют свое отношение к «способам общения министерства с учреждением культуры».
«Мы не собираемся отстаивать нашего бывшего ректора, а хотим разобраться в сложившейся ситуации», — говорит она. «Если назначается новый ректор, то надо прислушиваться к нашему мнению», — уверена и Кочетова. Преподаватели на собрании подпишут специальное письмо, в котором четко выразят свое мнение по вопросу смены руководства.
Письмо будет отправлено, по их словам, «в инстанцию выше, чем министерство культуры». Не исключено, что документ будет адресован президенту страны Дмитрию Медведеву.
Действительно, как рассказал «Газете.Ru» театральный критик Григорий Заславский, по уставу института министерство должно было назначить нового ректора из числа проректоров вуза. А затем уже ученый совет избрал бы постоянного руководителя академии. Среди кандидатов могли быть и самовыдвиженцы, и Шерлинг мог бы стать одним из них.
Как отмечает Заславский, сама по себе отставка Хмельницкой не была большой неожиданностью. Дело в том, что некоторое время назад в театральных вузах прошла министерская проверка, но ее результаты руководству ГИТИСа так и не были представлены.
В Министерстве культуры критику сказали, что «для ГИТИСа они не утешительны». После этого, по данным Заславского, Хмельницкой предложили добровольно покинуть пост, но она отказалась.
«Тогда вся процедура была оформлена по тому же пути, что и с ректором Московской консерватории Тиграном Алихановым, который в этом году также был отправлен в отставку приказом министра культуры», — рассказывает критик. Как был назначен на должность Хмельницкой Шерлинг, Заславский не знает. Но эксперт отметил, что в театральных кругах уже ходят слухи, что его «порекомендовал человек из администрации президента».
Кроме того, еще один источник «Газеты.Ru», близкий к ГИТИСу, рассказал, что за день до подписания приказа об увольнении Хмельницкой в Минкультуры из института поступила жалоба на бывшего ректора.
В ней указывалось, что больше всего студентов, 90% из которых учащиеся-контрактники, Хмельницкая отдает своим друзьям-преподавателям, игнорируя при этом актерские мастерские других профессоров и специалистов. «Объясняется все это финансовым кризисом, но это полная ложь, — говорит источник. — Такие преподаватели ведут в два раза больше курсов. А это не только больше талантливых студентов, но и больше доходов».