На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Просроченные пилоты уронили самолет

Росавиация считает, что к катастрофе Boeing 737 в Перми привела недостаточная подготовленность пилотов

К авиакатастрофе Boeing 737 в Перми привела плохая подготовка летчиков, считают в Росавиации. Во время расследования выяснилось, что документы экипажа о прохождении летной подготовки могли быть подделаны или просрочены. «Аэрофлот-Норд» не комментирует заявления главы Росавиации. Одни эксперты говорят, что если все так, то виноваты не летчики, а авиакомпания. Другие считают, если ведомство серьезно поднимет тему о фальсификации летных документов, глобальная чистка ждет всю авиасистему.

Росавиация обнародовала предварительные результаты расследования авиакатастрофы в Перми, произошедшей 14 сентября этого года.

Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Курзенков заявил в четверг, что к аварии самолета Boeing 737 привели отсутствие взаимодействия экипажа и его недостаточная подготовка к полетам.

По его словам, при проверке организации летной работы после катастрофы в Перми в авиакомпании
«Аэрофлот-Норд» были выявлены факты «несоблюдения пилотами технологии работы и взаимодействия членов экипажа», передает ИТАР-ТАСС. Комиссия по расследованию, как рассказал Курзенков, отметила также слабые знания экипажем летно-технических характеристик Boeing 737. В самой авиакомпании выявили нарушения по допуску летного состава к полетам, а также ошибки документации «в части контроля за выполнением полета с использованием средств сбора полетной информации».

Подготовка экипажа в авиакомпании, согласно заявлению Курзенкова, проводилась «с отступлением от требований программы подготовки летного состава».

Глава Росавиации рассказал, что «экипаж представил фальсифицированные документы, касающиеся прохождения летной подготовки и подготовки к выполнению международных полетов».

В «Аэрофлот-Норд» отказались комментировать заявление главы Росавиации. Ранее авиакомпания неоднократно сообщала, что не сомневается в квалификации экипажа Boeing 737. По данным компании, командир экипажа Медведев налетал 3689 часов, из них 1165 часов — на Boeing 737-500. Управлению Boeing он учился на курсах переподготовки пилотов в центре FTI в Денвере в 2006 году.

Бывший коллега Медведева по «Аэрофлот-Норду» рассказал «Газете.Ru», «пилоты проходят обязательную подготовку в школах Boeing, а потом раз в полгода тренируются на тренажерах, отрабатывают тактику действий в кризисных ситуациях». Обучение в школе пилотов Boeing длится один месяц. У летчика, поступающего в такую школу, уже должно быть свидетельство линейного пилота, тысячи часов налета, а также довольно высокий уровень знания английского языка — обучение в школах Boeing ведется по-английски. Школы подготовки пилотов Boeing существуют во многих городах мира. Российские летчики учатся управлять этим пассажирским лайнером в Денвере, Атланте, Стокгольме, Стамбуле, Брюсселе и Санкт-Петербурге. По наблюдениям самих пилотов, самый низкий уровень подготовки — в школах Стамбула и Санкт-Петербурга. «Прежде всего, потому, что тамошние пилоты-инструкторы довольно плохо владеют иностранным языком. Тогда как, к примеру, школа в Денвере является одной из лучших», — заметил он.

Пилоты полагают, что претензии участников комиссии по расследованию катастрофы в Перми могли вызвать какие-нибудь недочеты в оформлении документов.

«Может быть, пилот не прошел в срок подготовку на тренажере, может быть, нашли какую-то давнюю незаполненную летную книжку», — предполагает летчик.

Другие специалисты, впрочем, не исключают, что подготовка летчиков к пилотированию самолета Boeing 737, возможно, была недостаточной. Но виноваты в этом случае не сами летчики, а «система организации летной работы в данной авиакомпании, которая посадила их за управление самолетом», считает заслуженный пилот СССР, президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов.

Например, как рассказал Смирнов, второй пилот из примерно 8 тысяч налетанных часов почти 7 тысяч отлетал на самолете АН-2. Родион Медведев впервые стал командиром экипажа только на самолетах Boeing. До этого он был вторым пилотом на АН-2 и Ту-134. «На АН-2, к примеру, пилот должен ориентироваться, преимущественно, по естественному горизонту, тогда как на Boeing стоит прибор авиагоризонта», — рассказал эксперт. Кроме того, приборы отечественной машины имеют стрелочную индикацию, тогда как пилот Boeing летает в так называемой «стеклянной кабине», где показатели приборов выводятся на экраны. «У пилота нет времени думать над показателями. Например, катастрофическая ситуация в Перми длилась всего 6 секунд, за это время пилот обязан был принять верное решение», — отметил Смирнов.

Не исключено, что командир экипажа за такое короткое время принять это решение не успел. «Но причина не в плохой подготовке, а в отсутствии психологической подготовленности к нештатной ситуации», — считает коллега разбившегося командира экипажа.

Что касается данных о фальсификации документов, размышляет Смирнов, если Курзенков сообщил об этом, то «его словам нужно доверять». «Под его руководством проходило расследование происшествий, когда он еще работал в Ространснадзоре», — пояснил эксперт. «Каждый шаг летчика, — объяснил Смирнов, — записывается в летные документы». В специальную летную книжку идут данные о том, сколько часов пилот отлетал днем и ночью, сколько времени провел на специальных тренажерах, сколько раз заходил на посадку. «Но летные книжка и летное дело — документы строжайшего хранения», — подчеркнул эксперт. Если пилот сам сфальсифицировал данные летной книжки, то тогда «логически возникает вопрос, как документ оказался у него на руках». Кроме того, любое, даже малейшее уклонение от нормативов является грубейшим нарушением. «А установить, что, где и когда не прошел пилот, очень легко», — добавил Смирнов.

«Проблема, которую поднял Геннадий Курзенков, говоря о фальсификации документов, касающихся летной подготовки, очень больная», — сообщил «Газете.Ru» и летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков.

Как пояснил летчик, речь может идти о покупке допусков к полетам.

«В летную подготовку, которую проходят в учебных центрах, включены обучающие полеты, когда пилот учится управлять машиной в разных метеоусловиях условиях, совершать разные виды посадок, — поясняет Акименков. — После каждого полета ему члены комиссии дают допуск. Это большая программа». Но чем сложнее система, тем сильнее хочется ее упростить. Поэтому, поясняет летчик, и есть в России такое достаточно распространенное явление, как приобретение допусков. Конечно, на квалификации пилота подобный ход обучения не может сказываться хорошо. «Люди получают так документы, а потом уже им приходится самостоятельно учиться работать в разных условиях, — говорит Акименков. — То же и с подготовкой к выполнению международных полетов. Вторые пилоты обязаны сделать не менее 100 рейсов по международным трассам, прежде чем им дают допуск. Но на это уходит много времени. А авиационный бизнес всегда руководствовался прибылями. Вот и получается, что есть много факторов, чтобы нарушить систему, и один — совесть пилота, чтобы сдавать честно».

Как говорит летчик, если глава Росавиации готов поднять проблему фальсифицированных документов о летной подготовке, то это будет глобальная чистка авиационной системы.

Тем временем расследование причин катастрофы в Перми продолжается. По последним сообщениям Межгосударственного авиационного комитета (МАК), уже завершен анализ метеоусловий злополучного полета, работы наземных служб при заходе Boeing 737 на посадку в аэропорт Большое Савино, а также изучена эксплуатационно-техническая документация самолета. «Группа независимых экспертов по летной эксплуатации самолета ознакомлена со всеми необходимыми сведениями и приступила к анализу и подготовке независимой оценки выполнения полета», — говорится в сообщении МАК. Кроме того, эксперты из США, Франции и России на основании полученных сведений готовятся к «моделированию» ситуации, приведшей к авиакатастрофе.

Новости и материалы
Клуб РПЛ не может уволить тренера, потому что он не берет трубку
Самойлова рассказала о новом парне 14-летней дочери от Джигана
Белый дом раскритиковал британское СМИ за новость о плохом состоянии психики Трампа
Директор рижской школы оправдалась за русские песни на праздничной вечеринке
«Не имеет права так говорить»: слова Станковича про Россию посчитали несерьезными
Пермячка жестоко избила знакомого битой за то, что тот отказался перед ней извиняться
КСИР объявил о перехвате танкера в Ормузском проливе
В Белом доме рассказали, чем займется Трамп в канун Рождества
Звезда «Чебурашки» ответила Певцову на критику фильма
В США произошла стрельба с участием иммиграционной полиции
Врача уволили после избиения лежащего на койке пациента
Жених беременной Лерчек не исключил операцию после угрозы выкидыша
Президента «Фенербахче» задержали после положительного теста на наркотики
Легенда «Спартака» заявил, что Гусев не станет главным тренером «Динамо»
Двое жителей ДНР пострадали из-за атак ВСУ 24 декабря
ВСУ обстреляли город Каменка-Днепровская в Запорожской области
Раскрылись подробности смерти 27-летнего биатлониста
Петербурженка разбила лицо девятилетней дочери и напала на соседей со шваброй
Все новости