Пенсионный советник

«Я теперь боюсь летать»

Инвалид выиграла суд против авиакомпании S7, не разрешившей ей лететь без сопровождающего

Елена Шмараева 17.10.2008, 20:49
ИТАР-ТАСС

Москвичка Наталья Присецкая, которую не пустили на борт самолета в инвалидной коляске, выиграла суд у авиакомпании S7. Она доказала, что стюардесса не имела права отказать ей в перелете без сопровождающего. И хотя оскорбленная пассажирка требовала за моральные страдания 1 млн рублей, а получила всего 50 тыс., она осталась очень довольна.

В пятницу Черемушкинский районный суд столицы рассмотрел иск москвички Натальи Присецкой к авиакомпании S7 («Сибирь»). Летом этого года женщину, не способную передвигаться самостоятельно (Присецкая пользуется инвалидной коляской), не пустили на борт самолета, мотивировав это тем, что с ней не было сопровождающего. «Но я же взрослый человек, могу сама адекватно оценить свое здоровье, не перекладывая ответственность за себя на другого человека», — объясняла журналистам истица, сидя в кресле-коляске во дворе Черемушкинского суда.

Как рассказала Присецкая «Газете.Ru», конфликт с авиакомпанией — точнее, со стюардессой принадлежащего S7 самолета — произошел в Домодедово 30 июня 2008 года. Сотрудница Региональной общественной организации инвалидов (РООИ) «Перспектива» собиралась в командировку во Владикавказ, где ей предстояло встретиться с пострадавшими от кавказских войн. «Я руковожу проектом по миротворчеству на Северном Кавказе, работаю с теми, кто стал инвалидом в результате боевых действий. Там меня ждали люди из Чечни, Дагестана, Осетии», — вспоминала неудавшуюся поездку Присецкая. Билет на самолет — рейс 881 компании S7 — ей заранее заказали коллеги. В аэропорт женщина приехала на такси, водитель помог ей сдать багаж, а к стойке регистрации она направилась уже самостоятельно. Там ее зарегистрировали и отправили в медпункт — обязательная процедура для всех инвалидов-колясочников. Никаких недомоганий, препятствующих полету, у нее не нашли, и Присецкая в сопровождении сотрудников аэропорта отправилась к трапу. На посадку ее повезли на специальном автомобиле, предварительно пересадив в более узкую коляску (в такой удобнее провозить пассажира между рядами кресел в салоне самолета). Кресло, в котором Наталья ездит обычно, сдали в багаж.

Когда Присецкую подвезли к трапу, один из сотрудников аэропорта поднялся на борт авиалайнера и сообщил стюардессе, что сейчас поднимет в самолет инвалида-колясочника.

Но бортпроводница, имя которой не сообщается, заявила, что без сопровождающего женщина никуда не полетит.

Тогда Присецкая попросила стюардессу выйти и поговорить с ней лично. «Но она даже не пожелала сама посмотреть, что происходит», — рассказала истица. Представиться стюардесса тоже отказалась. Вещи Присецкой выгрузили, и самолет улетел без пассажирки. «Это неприятная, крайне унизительная ситуация. Я сидела там в этом самолетном кресле, в котором я не могу даже передвигаться самостоятельно, и чувствовала себя действительно беспомощной», — вспоминает Присецкая.

Во Владикавказ она все-таки улетела: знакомые забронировали ей билет на другой рейс. Из Домодедово Присецкая на такси отправилась во Внуково, и оттуда на самолете другой авиакомпании вылетела в Северную Осетию. «Я с тех пор уже несколько раз летала, и до того случая тоже, и никогда никто не говорил ни о каком сопровождающем», — заявляет Присецкая.

По работе ей постоянно приходится путешествовать — 2-3 перелета в месяц.

Более того, рассказала Присецкая, в 2007 году она уже летала на самолете, принадлежащем S7, и никто не просил ее привезти с собой еще одного человека. Вернувшись летом этого года из командировки, инвалид подала иск, требуя возместить ей моральный вред. «Я теперь боюсь летать, все время думаю, что снова не пустят», — объяснила Присецкая.

Пострадавшая от авиакомпании пассажирка через суд потребовала возместить ей за перенесенные моральные страдания 1 млн рублей, а также взыскать в пользу государства и Международной конфедерации обществ потребителей, которая помогла ей подать иск, штраф — еще 500 тыс.

Когда Присецкая приехала в пятницу в суд, выяснилось, что и здесь она не сможет воспользоваться своими правами в полном объеме — заседание должно было состоятся на пятом этаже. «На пятый этаж без лифта — это нереально, придется ждать в машине», — разочарованно протянула истица. Но в последний момент сотрудники суда все-таки передумали, и перенесли заседание в другой зал — на второй этаж. Присецкую по узкой лестнице на руках внесли судебный пристав и адвокат Максим Ларионов.

На заседании представители истицы повторили ее историю, вдобавок перечислив законы, которые, по их мнению, нарушили работники S7: Гражданский кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей, Закон о социальной защите инвалидов, Конституцию РФ и даже Декларацию прав человека. Юристы заявили, что правило о сопровождающих — чисто формальное.

«Назовем вещи своими именами — кому-то из стюардесс просто не захотелось возиться с инвалидом», — резюмировала получасовое выступление адвокат Диана Сорк.

Представители компании, в свою очередь, заявили, что «глубоко сожалеют», но вины своей не признают: «Мы действовали в рамках Федеральных авиационных правил». По словам юристов, сопровождающий на борту нужен инвалиду-колясочнику для того, чтобы помочь в случае нештатной ситуации. Они также добавили, что Присецкая должна была сообщить, что она инвалид, при покупке билета, и тогда сопровождающего ей бы выделила компания. То, что ее зарегистрировали и довезли до трапа, не предупредив сразу, что на борт не возьмут, юристы S7 объяснили тем, что «сотрудники на стойке регистрации не имеют медицинского образования и не могут оценить состояние здоровья пассажира». «Им нужно медицинское образование, чтобы увидеть, что я в коляске?» — не выдержала истица.

После недолгих прений сторон, судья Черемушкинского суда Силаева удалилась на решение. Выйдя из совещательной комнаты, она объявила: «Иск удовлетворить».

Но вместо заявленного миллиона Присецкой присудили 50 тыс. компенсации. Штраф в пользу государства и конфедерации потребителей составит 25 тыс. рублей.

«Дело не в финансовой составляющей, главное, что признали — компания была не права, — заявила журналистам истица, выехавшая из зала суда с довольной улыбкой. — Я рада, очень рада». Напоследок она добавила, что услугами компании S7 больше не пользуется. Юристы авиакомпании, по-прежнему уверенные в своей правоте, заявили, что будут обжаловать решение в вышестоящей инстанции — Мосгорсуде. «Мы действовали в рамках закона», — сказала журналистам пресс-секретарь S7 Ирина Колесникова и от дальнейших комментариев отказалась.