Авианалетчики

Глава Росавиации пожаловался в Генпрокуратуру на давление со стороны Минтранса

Елена Шмараева, Анастасия Берсенева 19.09.2008, 17:48
ИТАР-ТАСС

Главу Росавиации Евгения Бачурина шантажируют и грозят уволить чиновники Минтранса. Генпрокуратура в недавнем прошлом предлагала привлечь к ответственности самого Бачурина. Генпрокурор Юрий Чайка считает его ответственным за кризисе альянса AirUnion.

Евгений Бачурин направил генпрокурору Юрию Чайке письменное обращение, в котором говорится, что ему угрожают, шантажируют и пытаются уволить. «В своих прямых и недвусмысленных предложениях они (чиновники Министерства транспорта — «Газета.Ru») не только предлагают мне оставить пост руководителя Росавиации, но и в ультимативной форме настаивают на подобном моем добровольном» решении», — говорится в обращении Бачурина, оказавшемся в распоряжении «Интерфакса». В случае отказа уйти по-хорошему чиновнику якобы обещают «спланированные провокации».

По словам Бачурина, весь этот «шантаж и прессинг» — дело рук «неофициальных и официальных лиц, прямо или косвенно связанных с руководством Минтранса».

Он утверждает, что министерские угрозы мешают ему работать: «подрывная деятельность чиновников» плохо отражается на управлении гражданской авиацией.

В Генпрокуратуре РФ новость о жалобе чиновника никого не удивила. О его обращении там слышали, но официально его еще не зарегистрировали. Эта процедура занимает до трех дней. «Скорее всего, документ поступит в понедельник, и, если затронутый в нем вопрос входит в компетенцию Генпрокуратуры, бумагу примут к рассмотрению», — объяснили «Газете.Ru» в ведомстве. По некоторым данным, Бачурин направил жалобы на действия Минтранса еще и в Следственный комитет, и ФСБ, однако в этих ведомствах отказались сообщить, получали ли они заявления от чиновника.

В возглавляемом Бачуриным Федеральном агентстве воздушного транспорта от официальных комментариев тоже отказались.

В агентстве дали понять, что их руководитель пожаловался в прокуратуру как частное лицо, а не от имени Росавиации.

В Минтрансе заявили, что «не комментируют конфликтную ситуацию с Бачуриным».

В жалобе в Генпрокуратуру говорится, что угрозы поступают в его адрес уже неделю. Как раз тогда в СМИ просочилась информация о возможном уходе чиновника с поста главы Росавиации. Началось все с заявления той же Генпрокуратуры: ведомство, у которого Бачурин теперь просит защиты от Минтранса, в недавнем прошлом предложило привлечь к ответственности его самого.

Фактически прокуроры объявили главу Росавиации главным виновником кризиса авиационного альянса AirUnion.

Ведомство проводило проверку, связанную с многочисленными задержками рейсов в аэропортах Московской области, Красноярского, Камчатского, Приморского краев, Сахалинской области. «Установлено, что глава Федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин, который также является представителем государства в совете директоров ОАО «Ильюшин Финанс и Ко», авиакомпаний «Домодедовские авиалинии» и «Красноярские авиалинии», не принял должных мер к нормализации ситуации и пресечению необоснованных действий менеджмента компаний, не обеспечил соблюдение прав пассажиров», — заявила Генпрокуратура 29 августа. Глава ведомства Юрий Чайка возложил ответственность за авиационный кризис лично на Бачурина и предложил вынести ему дисциплинарное взыскание.

Эксперты в области авиации утверждают, что если и назначать виновного за кризис в AirUnion, то это должен быть не один Бачурин.

«Он, может быть, и виновен, но из 100% всей вины его доля составляет 2%», — считает президент Фонда содействия развитию гражданской авиации Олег Смирнов. По его словам, главными виновниками являются те, кто довел входящие в альянс AirUnion авиакомпании до банкротства, а также те, кто уговорил Владимира Путина создать из компаний-банкротов союз».

О том, что будущие члены альянса — крупные должники, было известно еще в 2007 году, когда президент Путин подписал указ о создании из них AirUnion.

Тогда председателями советов директоров KrasAir и «Домодедовских авиалинии» были два чиновника из Минтранса. Это заместитель главы ведомства Александр Мишарин и директора Департамента имущественных отношений министерства Александр Тихонов. «Почему они не сообщили президенту о том, что он своим указом создает несостоятельный альянс? — задает вопрос Олег Смирнов. — Почему Тихонов не сказал президенту о том, что все основные фонды в виде самолетов и авиационных двигателей давно выведены из активов компании?» По мнению эксперта, если сейчас обанкротить авиакомпанию, чтобы отдать кредиторам деньги, то продавать будет уже нечего — «это пустышка». Члены альянса «подставили» и нового главу государства Дмитрия Медведева, якобы не сообщив ему о долгах, когда в июле 2008 года он передал активы AirUnion в капитал госкорпорации «Ростехнологии».

Обмануты были и простые россияне. «Дело в том, что два президентских указа наложили на AirUnion своеобразную метку качества, доверия, — говорит Смирнов. — Но на практике оказалось все с точностью до наоборот».

«Кто именно стоял за лоббированием создания альянса-банкрота — секрет Полишинеля», — говорит специалист. Но именно его должна раскрыть прокуратура, если намерена найти виновников кризиса в AirUnion.

Эксперты предлагают прокурорам «смотреть глубже». Например, поискать, куда ушли деньги, которые пассажиры отдали за билеты, оплатив и топливо, и заработную плату пилотам и руководителям авиакомпаний.

Сам глава Росавиации высказался на этот счет на заседании Госдумы 10 сентября, посвященном проблемам гражданской авиации в России. Смысл его выступления сводился к тому, что отрасль пребывает в глубоком кризисе и у Росавиации нет полномочий для разрешения всех проблем.

Обвинив Минтранс в бюрократизме, Бачурин предложил депутатам создать на базе своего федерального агентства «единый полномочный орган гражданской авиации, подконтрольный правительству», — то есть фактически еще одно министерство.

Сразу после этого в прессе и появились сообщения о возможном увольнении Евгения Бачурина. По мнению экспертов, после заявления Генпрокуратуры положение главы Росавиации уже было шатким, а своим выступлением в Госдуме он только все усугубил. В авиационной отрасли ни для кого не секрет, что Бачурин и министр транспорта Игорь Левитин давно конфликтуют. Также имеются данные, что Левитин давно отправил бы главу Росавиации в отставку, но не может найти ему подходящую замену: соответствующие предложения якобы поступали гендиректору ГТК «Россия» Сергею Михальченко и главе «Аэрофлота» Валерию Окулову, но они ответили отказом. Официально в Минтрансе не подтверждают слухи о возможной отставке Бачурина.