Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Черное Черное море

В Керченском проливе из затонувшего танкера «Волгонефть-139» вытекло почти три тысячи тонн мазута

Ксения Рябова 20.11.2007, 19:31

В Керченском проливе из затонувшего танкера «Волгонефть-139» вытекло почти три тысячи тонн мазута. Утечка продолжается. Пятна мазута уже доплыли до Черного моря.

По состоянию на вторник, в Керченский пролив из российского танкера «Волгонефть-139» вытекло уже около трех тысяч тонн мазута, сообщил «Газете.Ru» замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. Напомним, перевозившее более 4 тыс. тонн мазута судно переломилось и затонуло во время сильнейшего шторма в воскресенье, 11 ноября.

Кормовая часть «Волгонефть-139», оставшаяся на плаву, была отбуксирована российскими службами в порт Кавказ – из нее выкачано 933 тонны мазута. Однако из носовой части танкера до сих пор вытекает топливо.

«Эту часть танкера поднимут в ближайшие дни, но из нее будет откачано не очень большое количество топлива — баки сильно повреждены», — пояснил Митволь.

Вылившееся топливо, в основном, осело на дно (до 60%, по оценкам Росприроднадзора). Однако весь остальной мазут пленкой расплывается по поверхности воды, выплескивается на берега кос Тузла и Чушка. К берегам, которые уже были очищены сотрудниками МЧС и добровольцами, волнами снова прибивает мазут.

Как рассказали «Газете.Ru» во Всемирном фонде дикой природы (WWF), полигоны, куда отвозят топливо, смешанное с песком, грязью и водорослями, уже переполнены.

«В отсутствии другого решения мазут закапывают прямо на берегах, и нет никакой гарантии, что пляжи не размоет», — говорят в WWF.

По мнению экспертов WWF, государство оказалось не готово к срочному решению экологической катастрофы. Так, по словам специалистов, больше всего от загрязнений страдают птицы — их трупы уже исчисляются десятками тысяч. «Мазут попал на побережье в те места, где массово останавливаются птицы – на время зимовки или передышки во время миграции, – пояснил «Газете.Ru» представитель фонда Алексей Книжников. — Мы пытаемся отмыть птиц, но потом их нужно держать в теплых помещениях: их оперение на время теряет свои теплоизоляционные свойства. Но из-за угрозы птичьего гриппа санэпидемслужбы запрещают нам запускать птиц в здания, где живут люди. Сейчас мы пытаемся организовать военные палатки – иначе никакого смысла в отмывании птиц нет. Пока же нам приходится лишь наблюдать, как они погибают». Собеседник «Газеты.Ru» сообщил, что процесс отравления рыб стоит ожидать в ближайшее время – токсикация водных животных начнется через планктон. «В Керченском проливе, ближе к Черному морю, зарегистрированы, по меньшей мере, 2 случая гибели дельфинов» — сказал Книжников.

В Росприроднадзоре, в свою очередь, говорят, что основная проблема, которую сейчас надо решить, – это собрать мазут, осевший на дно.

«Те легкие фракции, которые расплылись по поверхности воды, можно убрать при помощи сорбентов, – пояснил «Газете.Ru» Олег Митволь. – Этой работой сейчас занимаются 2 судна нефтесборщика». Однако большая часть нефтепродукта либо опустилась на дно, либо находится в процессе оседания. «Мазут не поднимется до тех пор, пока температура воды не станет теплее, чем +10ºC. Таким образом, до марта есть время на его сбор со дна», — говорит замглавы Росприроднадзора. Кроме того, в марте в этом районе останавливается огромное количество птиц и через пролив проплывают косяки рыб. «Если мы не уберем мазут со дна, и он начнет подниматься на поверхность, в этой области мы столкнемся с серьезными экологическими проблемами», — сказал Митволь. По его словам, для сбора мазута необходимо пригнать так называемые земснаряды – судна, оборудованные ковшами, которые со дна могут снять поверхность грунта вместе с осевшим на него мазутом. «Сделать это не столь проблематично, но чтобы поднимаемая грязь с течением не попала в Черное море, надо закрыть проток в Керченском проливе – между дамбой и косой Тузла. Однако именно этому сопротивляются власти Украины по так называемым политическим причинам», — вновь заявил Митволь.

В проливе погода остается неспокойной с 11 ноября, когда из-за сильнейшего шторма затонули 4 судна, еще 6 сели на мель, а два танкера получили повреждения. «В Керченском проливе действительно до сих пор штормит», — сказали во вторник «Газете.Ru» в оперативном штабе порта «Кавказ». Во вторник, 20 ноября, в районе Керченского пролива порывы ветра достигают 20 м/c в южной части – ближе к Черному морю, а на севере – до 15 м/с, температура воды всего +7 ºC.

Сейчас основная масса мазута, которая еще оседает на дно, попадает в Азовское море. Кроме того, часть нефтепродуктов (по данным Росприроднадзора, «незначительную») штормом относит в акваторию Черного моря.

В WWF «Газете.Ru» подтвердили, что уже в воскресенье ветер стал дуть в южную сторону, и мазут, расплывшийся по поверхности, относит в Черное море. Загрязнения воды нефтепродуктами в Черном море были отмечены уже 17-18 ноября, сообщил во вторник Росгидромет. По словам сотрудников метеослужбы, направление течений в южной части Керченского пролива поменялось, и загрязненные воды из района катастрофы танкера стали распространяться к юго-востоку вдоль российского побережья.