article
Слушать новости

Баллистическая тайна из «черного ящика»

Капсула корабля «Союз» спустилась по баллистической траектории

Российские космонавты и первый космонавт Малайзии вернулись с орбиты на Землю. Их спуск по баллистической траектории заставил ЦУП понервничать. Теперь специалистам предстоит выяснить, почему капсула «Союза» за несколько минут до посадки выбрала резервную схему спуска.

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-10» вернулся на Землю. Утром в воскресенье российские космонавты Олег Котов и Федор Юрчихин, входившие в состав 15-й основной экспедиции на Международную космическую станцию, а также космонавт из Малайзии Шейх Мусзафар Шукор, побывавший на орбите с экспедицией посещения, покинули борт станции, после чего люки между кораблем и МКС были закрыты. В 11.14 мск, как сообщили «Газете.Ru» в РКК «Энергия», по команде Центра управления полетами «Союз» отстыковался и отправился в автономный полет. В 14.14 спускаемая капсула вошла в атмосферу и продолжила движение к Земле в режиме автоматического управляемого спуска. Предполагалось, что в 14.37 «Союз» совершит посадку в 85 км севернее казахстанского города Аркалыка. Однако в 14.18, когда капсула находилась на высоте около 60 км, командир экипажа Олег Котов доложил о том, что бортовой компьютер по неизвестным пока причинам перевел спуск в режим баллистического.

Это резервный вариант посадки, при котором космонавты испытывают значительные перегрузки — до 8–9 g вместо штатных 3–4 g.

Примерно минуту спустя после доклада экипаж капсулы действительно испытал на себе кратковременную перегрузку в 8,5 g. Затем, в 14.20, на две минуты раньше, чем при автоматическом управляемом спуске, сработала основная система парашютирования. Каспула с космонавтами начала плавное снижение. При баллистическом спуске расчетное место приземления, как правило, находится в значительном отдалении от первоначально планируемого — от десятков до нескольких сотен километров. Однако сразу после доклада командира «Союза» о переходе в режим автоматического баллистического спуска поисково-спасательные службы были оперативно перенацелены на уточненную точку посадки капсулы. Так что самолеты и вертолеты сопровождали «Союз» уже на участке парашютирования, а затем и приземления. Примерно на минуту раньше расчетного времени на капсуле сработали двигатели мягкой посадки, и в 14.36 «Союз» с космонавтами приземлился в 10 км от казахстанского поселка Толыбай (примерно в 340 км восточнее Аркалыка), не долетев до плановой точки более 300 км. И уже в 14.49 первый вертолет совершил посадку возле «Союза», лежавшего на боку. «Был небольшой пожар — трава вокруг аппарата погорела, — рассказал глава Роскосмоса Анатолий Перминов. — Это хорошо, значит, сработали двигатели, кроме того, спускаемая капсула не была протащена по земле».

«Самочувствие космонавтов после приземления хорошее», — констатировали в Центре управления полетами. Пульс малайзийского ангкасавана — 72 удара в минуту, а у Юрчихина и Котова, пробывших на орбите полгода, — 80–90 ударов в минуту. После первоначального медицинского осмотра участники МКС-15 и малайзиец отправились в Звездный городок, где минувшей ночью их встречали родственники и коллеги, а первого космонавта Малайзии — еще и правительственная делегация во главе с премьер-министром страны.

Сейчас технической комиссии, созданной в РКК «Энергия», предстоит выяснить причины, по которым посадка спускаемого аппарата пошла по резервному варианту с применением баллистического спуска. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов, следивший за посадкой корабля в подмосковном ЦУПе, особо отметил, что речь идет о штатном, но резервном варианте спуска. (По данным специалистов, всего предусмотрено четыре режима спуска: автоматический управляемый, ручной управляемый, баллистический и резервный баллистический).

Последний раз по баллистическому варианту российский корабль «Союз» совершил посадку в мае 2003 года, когда с МКС возвращались Николай Бударин, Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петит.

Им пришлось испытать перегрузку в 8.1 g и приземлиться в 460 км от штатного района. Причем тогда космонавтов, у которых не было спутникового телефона, искали три часа. Как выяснила позднее комиссия, причиной того перехода в режим баллистического спуска стала неадекватная реакция блока управления спуском (БУСП-М), входящего в состав системы управления спуском, на сигналы с гироскопа КИОО-18 и измерителя угловых скоростей. В результате капсула «Союза» отклонилась по углу рысканья на предельную величину, что повлекло за собой выдачу концевым выключателем гироскопа команды на переход в режим баллистического спуска. На этот раз, как отметил Перминов, причины спуска по баллистической траектории не те, что в 2003 году. «Скорее всего, повлияло состояние атмосферы и положение, в котором находился корабль», — предположил Перминов. Он подчеркнул, что по баллистической траектории спускаемый аппарат преодолел «очень небольшое расстояние – около 50 км». «Для нас это была полная неожиданность», — приводит слова Перминова ИТАР-ТАСС. Но, как сообщил глава Роскосмоса, «это не горящий вопрос, следующий запуск «Союза» будет через полгода, так что спокойно разберемся». Представитель РКК «Энергия» Анатолий Хабаров пояснил «Газете.Ru», что телеметрия с капсулы пока не получена. «Ее еще надо снять со специального прибора, установленного в спускаемом аппарате», — добавил он.

На борту МКС несет вахту экипаж шестнадцатой основной экспедиции – Пегги Уитсон, Юрий Маленченко и Клейтон Андерсон. Уитсон и Маленченко пробудут на станции полгода, а Андерсон отправится на Землю в конце октября – начале ноября этого года, когда на МКС прибудет шаттл «Дискавери» STS-120 (10А). На этом же корабле на станцию будет доставлен второй американский соединительный модуль Node-2. В декабре во время полета корабля «Атлантис» STS-122 экипажу МКС-16 предстоит продолжить строительство станции — прибудет европейский лабораторный модуль «Колумбус». А в феврале будущего года на станцию будет доставлена герметичная секция ELM-PS японского модуля «Кибо». Кроме того, экипажу МКС-16 предстоит принять два российских грузовых корабля «Прогресс» и первый европейский грузовой корабль ATV «Жюль Верн». Полугодовая программа 16-й основной экспедиции включает и различные эксперименты. «Многие эксперименты направлены на изучение влияния продолжительного космического полета на человеческий организм с целью планирования будущих экспедиций на Луну и Марс», – отмечают в Роскосмосе.

Поделиться:
Mail.ru
Gmail
Отправить письмо
Подписывайтесь на наш канал @gazeta.ru в Telegram
Подписаться
Новости и материалы
Все новости