Скандал с запахом малины

Блогеры выступили против продавцов БАДов

Thinkstock / East News
Российские блогеры начали травлю продавцов БАДов, которые выдают желатин с запахом малины за новейшее лекарство от артроза. Гнев интернетчиков обрушился и на радио «Эхо Москвы», рекламирующее «чудо-средство».

В понедельник депутат Госдумы Евгений Ройзман направит запрос в Генпрокуратуру по поводу рекламы биологически активной добавки «ГравиКолл-21» на ряде российский радиостанций.

Так парламентарий намерен поддержать действия блогеров русскоязычного сегмента Livejournal.com, которые в минувшие выходные устроили психологическую атаку на консультативный центр «Фармит», торгующий биодобавкой.

Возмущение блогеров вызвала схема продаж БАДа. Продукт рекламируется в эфире нескольких радиостанций, в том числе на «Эхе Москвы», «Радио России» и «Маяке» в информационных передачах медицинской тематики в форме диалога ведущей и «медика-эксперта». В передаче «Эха Москвы» гость программы называет БАД «уникальной разработкой российских ученых, помогающей при артритах, артрозах, остеохондрозе, при подагре, полиартрите», препаратом «из 58 компонентов натурального происхождения, которые способствуют быстрому восстановлению соединительной ткани после травм и операций, качественно реставрирует хрящевую ткань суставов и межпозвоночных дисков, предотвращают разрушение и способствуют восстановлению суставной сумки» и т.д.

В конце передачи слушателям предлагали приобрести «ГравиКолл-21» по цене 38 тыс. рублей, а при немедленном дозвоне по горячей линии пенсионерам предлагалась скидка 30%.

Как выяснилось из инструкции к препарату, выложенной в интернете, «ГравиКолл-21» состоит из витаминизированного желатина с ароматизаторами, и себестоимость его в разы ниже заявленной цены. Стало очевидным, что пенсионерам предлагали лечить больные суставы желатином со вкусом малины.

Блогеры требуют призвать к ответственности не только компанию-распространителя БАДа, но и радиостанции. Активисты ссылаются на ст. 5 «Закона о рекламе», который запрещает указание на лечебные свойства объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств. Поскольку «ГравиКолл-21» не зарегистрирован как лекарственное средство, то факт мошенничества налицо, уверены интернетчики.

Особенно яростно блогеры обрушились на оппозиционное радио «Эхо Москвы», от которого многие слушатели не ожидали подобной рекламы.

Впрочем, шеф-редактор «Эха Москвы» вскоре обозначил свою позицию в конфликте на сайте радио. «На «Эхе» идет реклама этого препарата, но не ролики, а интервью, где слушатели могут задать вопрос, а радиостанция всегда предупреждает: «Посоветуйтесь с врачом». Утверждение о том, что «БАД является лекарством» отсутствует (во всяком случае, мне это утверждение не попадалось), — заявил Алексей Венедиктов. — Мы не проверяем рекламодателя на добросовестность — на это есть госорганы, которые и выдают лицензию. Если госорганы сделали ошибку — вам туда, если рекламодатель неверно представляет товар — вам к нему. Наша позиция известна: «Эхо» во всех эфирах рекламно-медицинского характера предупреждает: посоветуйтесь с врачом».

С юридической точки зрения, ответственность за незаконную рекламу БАДов несет только рекламодатель, а рекламораспространитель может быть подвергнут судебному преследованию в случаях, когда будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Например, «Эхо Москвы» могут оштрафовать, если соответствующие рекламные аудиоролики записывали непосредственно силами радиостанции.

Стоит отметить, что программы «Утренний обход» и «Дневной обход», где рекламируется «ГравиКолл-21», — это регулярные ежедневные программы «Эха Москвы», которые, впрочем, сопровождаются ремаркой «рекламно-информационная передача». Кроме того, между джинглами станции периодически звучит реплика о том, что «все товары и услуги, рекламируемые на «Эхе Москвы», сертифицированы». Как пояснил «Газете.Ru» специалист в рекламном законодательстве, генеральный директор консалтингового агентства «Фенек1» Дмитрий Бадалов, при наличии предупреждения о рекламном характере программы, ответственность за ее содержание несет исключительно рекламодатель. Радиостанция отвечает за время, место и позицию в распространении (место продвижения БАДов в эфирной сетке).

В Федеральной антимонопольной службе делом заняться готовы, но пока не получили ни одного заявления насчет «ГравиКолла-21». Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе ведомства.

«В принципе, это наш клиент. Так что ждем информации», — сказал сотрудник ФАС.

А пока дело не дошло до официальных инстанций, блогеры терроризируют компанию-распространителя.

Они звонят по телефонным номерам, указанным в рекламе, и вызывают курьеров по несуществующему адресу, ругаются с диспетчерами или просто вешают трубку, надеясь перегрузить линию. «Они нападают на совершенно невинных людей, — сказала один из операторов центра в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru». — Мы, телефонистки и курьеры, мелкие сошки, выполняющие свою работу. Если разбираться, то с руководством компании. А так мне звонят, обзывают сукой и вешают трубку». По словам сотрудницы «Фармита», компания продолжает работать в обычном режиме, несмотря на шквал «ложных» звонков.