Во вторник суд Швейцарии признал четырех диспетчеров швейцарской авиакомпании Skyguide виновными в «массовой гибели людей в силу пренебрежения своими обязанностями», последовавшей за столкновением двух самолетов в зоне ее ответственности в 2002 году.
Им назначено минимальное наказание. Остальные четыре сотрудника компании, обвиняемые по тому же делу, и вовсе оправданы, сообщил Reuters.
Следствие и судебное разбирательство по делу об авиакатастрофе над Боденским озером длилось более пяти лет. Авиакатастрофа произошла в ночь на 2 июля 2002 года. В небе столкнулись пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing-747. Погиб 71 человек, в том числе 49 детей, летевших из России на отдых в Испанию. Как выяснилось позже, самолеты практически навел друг на друга диспетчер Skyguide Питер Нильсен. Во время столкновения он один находился за диспетчерским пультом, что является нарушением правил безопасности, — второй диспетчер ушел спать в комнату отдыха. Как подсчитали эксперты, за 15 минут до катастрофы Нильсену пришлось одновременно контролировать полет 15 лайнеров и осуществить за это время 118 сеансов связи с бортами. Звуковая система оповещения о возможном столкновении была отключена из-за профилактических работ, а телефон не работал из-за сбоев в телефонной связи. В результате немецкие диспетчеры, увидевшие на экранах опасное сближение самолетов в зоне ответственности швейцарских коллег, не смогли предупредить их о том, что лайнеры движутся друг на друга на одной высоте. Самолеты и находившиеся в них люди были обречены.
Вскоре после катастрофы независимый австрийский эксперт в области авиабезопасности Петер Грессенбруннер, назначенный швейцарской прокуратурой в качестве главного свидетеля обвинения, заявил, что швейцарская компания грубо нарушила международные стандарты безопасности. По словам эксперта, на Нильсена, который вел мониторинг воздушного пространства в момент катастрофы, была возложена слишком большая нагрузка, и он просто не осознавал, что самолеты в его зоне ответственности оказались в опасной близости друг от друга. (Через год после трагедии Нильсена убил Виталий Калоев, потерявший в авиакатастрофе всю свою семью — жену и двух детей.)
Несмотря на очевидность ситуации, Skyguide долго не признавала своей вины. Лишь в 2004 году прежний генеральный директор компании Ален Россье извинился, да и то не лично, а в письменном виде, перед родственниками погибших. Но в мае 2007 года вину компании признал новый исполняющий обязанности директора Франсис Шубер. В интервью швейцарской газете La Tribune de Geneve он подчеркнул, что не считает правильным возлагать всю вину за трагедию на покойного Нильсена, как бы это ни было удобно живым участникам трагедии.
Тогда же начался суд над восемью сотрудниками Skyguide. Ни один из них так и не признал своей вины, перекладывая ее на диспетчера Нильсена. И судьи с этой позицией частично согласились. В 20-страничном тексте обвинительного заключения отмечалось, что причиной трагедии над Боденским озером стало «фатальное стечение ряда факторов — технических неисправностей и халатности сотрудников Skyguide».
Судья Рейнер Хохлер признал виновными в массовой гибели людей лишь четырех сотрудников компании Skyguide. Причем их наказание за гибель 71 человека стало более чем мягким.
Трое осужденных получили по году тюрьмы с отсрочкой исполнения наказания, то есть фактически остались на свободе. Четвертый осужденный приговорен к штрафу в 13,5 тыс. швейцарских франков ($11,2 тыс.), сообщает International Herald Tribune. Остальные четверо обвиняемых полностью оправданы.
Родные погибших россиян остались недовольны приговором.
Наказание, вынесенное Федеральным административным судом Швейцарии сотрудникам авиадиспетчерской компании, является формальным и запоздалым, считает Юрий Калоев, брат Виталия Калоева, осужденного за убийство Нильсена. «Приговор похож на то, когда человек надул щеки и выпустил воздух. Это не более чем условная формальность, особенно если учитывать, что судебное решение состоялось через пять лет», — сказал он агентству «Интерфакс-Юг». «Если бы суд вынес приговор через год после трагедии, произошедшей в швейцарском воздушном пространстве над Боденским озером, то и случившегося с братом Виталием, наверное, можно было бы избежать, — добавил он. — Нынешнее решение суда — это показуха». По данным Юрия Калоева, согласно материалам первого тома уголовного дела, «следователи настоятельно рекомендовали швейцарскому правосудию не передавать главного обвиняемого — диспетчера, который корректировал движение самолетов, российским судьям, тем самым подчеркивая его вину». Калоев также выразил недоумение, почему не понес наказание директор диспетчерской авиакомпании, «вина которого очевидна».