Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Шаттл сел с дырой

Шаттл успешно приземлился

«Газета.Ru» 21.08.2007, 21:07

Шаттл Endeavour успешно приземлился на мысе Канаверал. Глубокая трещина в обшивке челнока не помешала его возвращению на Землю.

Во вторник вечером шаттл Endeavour, отстыковавшийся от МКС в воскресенье, успешно приземлился на космодроме Центра Кеннеди, на мысе Канаверал. Изначально челнок должен был отправиться на Землю в среду. Однако из-за приближения к США урагана «Дин», обрушившегося во вторник на Мексику, NASA пришлось изменить свои планы – и посадка была назначена на 12.32 (20.32 мск) вторника.

В 11.25 (19.25 по московскому времени) экипажа челнока, находившегося на высоте 344 км над Индийским океаном, включил двигатели Endeavour – и шаттл сошел с орбиты, направляясь к Земле.

Треснувший челнок сел без проблем.

На Землю вернулись входящие в экипаж Endeavour Скот Келли, Чарльз Хобоф, Ричард Мастраккио, Трейси Колдвелл, Бенджамен Дрю и Дэвид Уильямс из Канадского космического агентства, а также американская учительница Барбара Морган, которая летала на МКС, чтобы с орбиты провести несколько телеуроков для американских школьников.

Повреждения в корпусе челнока вызывали у специалистов опасения. Девятисантиметровая брешь, образовавшаяся при столкновении с куском термоизоляционной пены во время старта либо с острым куском льда в начале полета, казалась специалистам слишком глубокой (2,5 см). Инженеры говорили даже об угрозе разрушения межпанельного пространства и самого алюминиевого корпуса Endeavour.

Однако неделю назад специалисты американского космического агентства NASA заявили: трещины в термоизоляционном покрытии шаттла Endeavour не помешают экипажу выполнить полетное задание. К такому выводу руководители полета пришли после подробного изучения переданной на Землю информации о трещинах и их трехмерных изображений. Кроме того, эксперты провели испытания образца теплозащиты шаттла, на котором точно сымитирована имеющаяся на Endeavour выбоина. Образец поместили в специальную установку, где воссоздаются условия торможения корабля, в том числе и температура в 2000 градусов.

Результаты теплового моделирования оказались оптимистичными: согласно им, поврежденное жароупорное покрытие при входе корабля в плотные слои атмосферы не разрушится.

Соответственно, и чинить шаттл в открытом космосе астронавтам Endeavour не пришлось — несмотря на то что для ремонта на корабле имеется три типа наносимых теплозащитных покрытий и необходимый инструмент, а экипаж Endeavour обучен всем этим пользоваться. Чинить челнок будут уже на Земле в процессе подготовки Endeavour к следующему старту.