Съемка со спутников показала, что вулкан Тонга породил мощнейшую в истории грозу

В Геологической службе США выяснили, что извержение вулкана Тонга породило мощнейшую грозу

Извержение вулкана Тонга запустило в атмосфере процессы, в результате которых возникла самая мощная гроза в истории наблюдений. Об этом сообщает Американский геофизический союз.

15 января 2022 года произошло извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, расположенного в стране Тонга (Полинезия). Это извержение стало самым мощным в XXI веке, при этом столб пепла достиг стратосферы и поднялся на высоту 58 километров, вместе с ним в стратосферу было выброшено 146 тераграммов (триллионов граммов) воды. Вызванные извержением атмосферные колебания достигли Москвы и несколько раз обогнули Землю.

Алекс Ван Итон, вулканолог из Геологической службы США, вместе с коллегами проанализировал данные спутников дистанционного зондирования Земли. По словам ученых, высокоэнергетический выброс магмы прорвался через мелководье океана и стал причиной сильного шторма. Расплавленная порода испарила морскую воду, которая поднялась и превратилась в паровой шлейф, который в конечном итоге породил электризующие столкновения между вулканическим пеплом, переохлажденной водой и градинами.

Обобщив данные датчиков, фиксирующих свет и радиоволны, ученые отследили вспышки молний и оценили их высоту. Выяснилось, что извержение произвело чуть более 192 000 вспышек (состоящих из почти 500 000 электрических импульсов) с максимальной частотой 2615 вспышек в минуту. Некоторые из этих молний достигли беспрецедентной высоты в атмосфере Земли, от 20 до 30 километров.

«Нас привлекла не только интенсивность грозы. Мы были озадачены концентрическими кольцами молний с центром в вулкане, которые со временем расширялись и сжимались. Масштаб этих колец молний поразил нас. Мы никогда не видели ничего подобного раньше. Наблюдались одиночные кольца молний, ​​но не множественные, и гораздо более маленькие», — резюмировали авторы.

Ранее город в Неваде заполонили кроваво-красные мормонские сверчки, пугающие жителей вонью.