Ученые нашли причину гибели леса в Татарстане

Минобрнауки: сосновый лес в Татарстане погибает из-за помета серых цапель

Ученые из подведомственных Минобрнауки России Казанского федерального университета и Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» выяснили, что сосновый лес в Татарстане погибает из-за продуктов жизнедеятельности серых цапель: с 2006 года они уничтожили более тысячи деревьев. Об этом «Газете.Ru» рассказали в Минобрнауки.

Ученые исследовали прогал (свободный от деревьев участок леса) диаметром более ста метров, возникший на участке леса недалеко от реки Меши. Из-за его размером прогал было видно даже со спутника. Оказалось, что на спутниковом снимке 2009 года уже видны негативные изменения.

Исследователи выяснили, что начало угасания леса совпало по времени с поселением в нем колонии серых цапель (Ardea cinerea L.) в 2006 - 2007 годах. Сейчас здесь расположено более 300 гнезд.

«С того времени, как серые цапли заселили лес, в нем погибла почти тысяча деревьев. Сейчас процесс гибели деревьев продолжается», — рассказал доцент кафедры общей экологии Института экологии и природопользования Денис Тишин.

Ученые выяснили, что под действием помета и перьев птиц изменились микробный и химический составы почвы. Так, например, почва на прогале содержит более высокие концентрации фосфора и азота. Концентрация фосфора была примерно в десять раз выше, чем на лесной зоне, расположенной в 500 метрах от прогала. Кроме того, из-за отходов цапель почва стала кислее, а содержание необходимых для растений и бактерий марганца и кобальта оказалось ниже, чем в здоровом лесу.

«Под гнездами биоразнообразие микробиоты почвы значительно ниже, то есть наблюдается дисбиоз, что свидетельствует о негативном влиянии колонии птиц на почву», — объяснил заведующий кафедрой генетики ИФМиБ Айрат Каюмов.

По словам ученого, микробиота почвы – важнейший параметр экосистемы, который влияет на животных и растения экосистемы и служит маркером ее устойчивости.

Сосновый лес был посажен в Татарстане в 1983 году для укрепления берегов Меши. Деревья в этом лесу относительно молодые, возможно, поэтому они оказались неустойчивы к воздействию птиц. Более старые деревья, скорее всего, выдержали бы химическое воздействие птичьего помета, предположил Тишин.