Ученые выяснили, в какое время суток химиотерапия наиболее эффективна

Исследователи циркадных ритмов Научно-исследовательского института Скриппса в США провели мета-анализ работ, в которых изучается взаимосвязь времени суток с получением химиотерапии у пациентов с онкологическими заболеваниями. Как оказалось, рак на самом деле подстраивается под биологические часы больного. Об этом можно прочитать в научном издании Trends in Cell Biology.

По словам ученых, как только раковые клетки начинают активизироваться в организме, их способность к метастазированию может регулироваться циркадным ритмом. Так, например, рак молочной железы чаще всего метастазирует в ночное время, в то время как клетки рака простаты и множественная миелома (одна из форм хронического лимфобластного лейкоза), как правило, распространяются днем.

Кроме того, американские исследователи циркадных ритмов обратили внимание на одно из исследований, где ученые выяснили, что коррекция времени получения химиотерапии при раке толстой кишки снижает побочные эффекты и повышает эффективность терапии. Так, пациенты, которые получали инфузии химиотерапии в дневное и в ночное время, испытывали меньше побочных эффектов по сравнению с больными, которые получали дневную, самую распространенную, схему лечения. О похожих результатах рассказали после похожего эксперимента с группой людей с онкологическим заболеванием яичников.

Что интересно, в некоторых случая измененный график терапии может повысить шансы на ремиссию онкологического заболевания. Например, подобная динамика наблюдалась в исследованиях пациентов с острым лимфобластным лейкозом (рак крови и костного мозга) и глиобластомой (агрессивная раковая опухоль головного мозга).