Российские ученые выяснили, как определить возраст сперматозоидов

Ученые МГУ вместе с коллегами из США выяснили, что биологический возраст мужчины можно определить по активности генов сперматозоидов, которых в перспективе будут «омолаживать» при планировании беременности. Результаты обзорного исследования, поддержанного грантом РНФ, опубликованы в журнале Human Reproduction Update.

Ученые из НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ (Москва), Массачусетского университета в Амхерсте и государственного университета Уэйна проанализировали и обобщили данные исследований о возрастных эпигенетических метках в сперматозоидах млекопитающих.

Оказалось, что одной из наиболее часто встречающихся эпигенетических модификаций является метилирование цитозина. При этом цитозин в ДНК «помечается» небольшой метильной группой, состоящей из одного атома углерода и трех атомов водорода. Исследования показали, что такая метка приводит к изменению активности генов, в том числе и связанных с развитием плода и психоневрологическими нарушениями у ребенка.

Несколько научных коллективов смогли использовать анализ этих меток для создания точных эпигенетических часов сперматозоидов с точностью до полутора лет. Более того, было установлено, что чем больше эпигенетический возраст — тем более длительный период необходим для естественного зачатия у здоровых пар. При этом все больше мужчин заводят детей в позднем возрасте. Например, в США за последние сорок лет количество детей, рожденных от отцов старше сорока лет, удвоилось.

«Несколько ранее наша группа при поддержке РНФ экспериментально продемонстрировала масштабные возраст-зависимые эпигенетические изменения, связанные с метилированием ДНК и изменением профиля малых некодирующих РНК в сперматозоидах крыс», — рассказал ведущий научный сотрудник группы эпигенетической эпидемиологии НИИ ФХБ имени А. Н. Белозерского МГУ Александр Суворов.

Ранее считалось, что после оплодотворения все эпигенетические метки стираются. Но последние исследования на животных и человеке говорят о том, что многие метки все же передаются по наследству. Авторы обзора предполагают, что в будущем сперматозоиды можно будет «омолодить» с помощью коррекции образа жизни. Доказано, что курение ускоряет старение сперматозоидов, поэтому улучшить свое репродуктивное здоровье можно уже сейчас, отказавшись от никотина. Эффективность показали также здоровое разнообразное питание и регулярные тренировки.