Под Смоленском обнаружили необычный древнерусский горшок с человеческими останками

На территории археологического памятника Гнёздово ученые обнаружили горшок с кремированными останками. Об этом сообщает издание N+1.

Гнёздово — это археологический памятник ранней Древней Руси в верховьях Днепра неподалеку от Смоленска. Он состоит из тысяч курганов и следов древних поселений. Поселения Гнёздова возникли в IX веке и пришли в упадок в XI веке, и всю свою историю они были связаны с функционированием пути «из Варяг в Греки». На пике расцвета в поселениях проживало около тысячи человек, которые занимались торговлей и ремеслами, причины же последующего запустения этого места ученым не ясны.

Василий Новиков и его коллеги сделали необычную находку в кургане Полевой группы, уничтоженным местными жителями в X веке по неизвестной причине. В круглой яме лежал хорошо сохранившийся лепной сосуд X века. По данным исследователей, он относится к так называемому «роменскому типу» керамики. Подобные горшки-кувшины выступают одним из основных маркеров, по которым ученые определяют раннеславянскую роменскую культуру, существовавшую в VIII–X веках. Часто эту культуру исследователи связывают с племенным союзом северян. Подобные находки крайне редки и не встречались в Гнёздово уже много лет.

При разборе содержимого сосуда в лаборатории ученые обнаружили неравномерно обожженные кости мужчины, которому на момент смерти было более 40 лет, а также наконечник стрелы с выпуклыми сторонами пера и вогнутыми плечиками, относящийся к 41-му «гнёздовскому» типу.

Авторы надеются, что из останков удастся извлечь генный материал, чтобы больше узнать о жителях Древней Руси.

Ранее археологи заподозрили, что мумия Нефертити лежит в тайной комнате гробницы Тутанхамона.