Геологи выяснили, что у астероида-убийцы динозавров был «помощник»

Геологи нашли у берегов Африки кратер, образованный обломком астероида-убийцы динозавров

Исследователи из Университета Аризоны в Тусоне обнаружили у берегов Африки кратер Надир, который мог образоваться в результате падения куска астероида, уничтожившего большинство динозавров. Открытие опубликовано в журнале Science Advances.

На морском дне в сотнях километров от побережья Гвинеи ученые обнаружили 9-километровый кратер, погребенный под 300 метрами твердых осадков. Его назвали Надир по имени близлежащей подводной горы. Он оказался почти ровесником мексиканского 180-километрового кратера Чикшулуб. Он возник при ударе метеорита, уничтожившего большинство динозавров 66 миллионов лет назад. Примерно одинаковые возрасты кратеров привели ученых к предположению, что Надир был образован фрагментом метеорита Чикшулуб, который откололся на подходе к атмосфере Земли.

У геологов нет сомнений в том, что кратер Надир образован при ударе астероида, так как он имеет все черты, характерные для ударного кратера такого размера, в том числе приподнятый край и остатки выброшенного материала за пределы воронки. Моделирование показало, что Надир мог образоваться при ударе астроида диаметром в 400 метров.

Так как Чикшулуб и Надир расположены далеко друг от друга, гравитация планеты могла разрушить астероид на высокой орбите, что привело к двум столкновениям с интервалом в несколько дней. Возможно, что астероид Чикшулуб распался на несколько фрагментов. Другие ударные кратеры могут еще не быть обнаружены или могли быть разрушены тектоническими процессами.

Само по себе столкновение с Надиром не вызвало бы крупного вымирания и затронуло близлежащий регион, в том числе волнами цунами высотой 500 метров. Тем не менее, метеорит Надир мог способствовать глобальному потеплению, дестабилизировав гидраты метана на морском дне и выпустив углекислый газ из черных сланцевых пород, в которые он ударил. Удар Чикшулуба, уничтожившего всех динозавров, кроме птиц, был в 1000 раз мощнее.

Чтобы подтвердить, что кратер Надир и Чикшулуб образованы двумя фрагментами астероида, команда предложила просверлить кратер Надир и извлечь образцы породы, которые покажут, был ли кратер образован при ударе, а также позволят гораздо точнее определить дату его возникновения.

В исследовании приняли участие ученые из Аризонского и Техасского Университетов, а также из Шотландского Университета Хериот-Уатт.