Археологи обнаружили зараженных чумой критян возрастом 4000 лет

Ученые обнаружили останки четырех древних жителей Крита, инфицированных чумой и сальмонеллой. Об этом сообщает издание N+1.

Чума известна на протяжении почти всей истории цивилизации. В Европе особенно крупными вспышками были Юстинианова чума VI века и Черная смерть XIV, но периодически возникали и более мелкие, локальные эпидемии.

Филипп Штокхаммер из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и его коллеги изучили человеческие останки из пещеры Агио Хараламбоса на острове Крит. Они умерли примерно в 2000 году до нашей эры. Для анализа ДНК ученые отобрали 68 зубов, принадлежавшие как минимум 32 разным людям. В итоге следы чумной палочки были обнаружены у двух индивидов, а сальмонеллы — у двух других. Анализ генома чумной палочки показал, что он группируется с ранее опубликованными профилями бактерий позднего неолита и бронзового века, причем у этой линии современных потомков нет. Ближе всего он оказался к геному, прочитанному из останков человека, жившего около 2007–1882 годов до нашей эры, которые нашли в немецком городе Аугсбург. Геном сальмонеллы также принадлежит ныне исчезнувшей кладе.

Кроме того, исходя из данных генетического анализа, этот тип чумной палочки не переносился блохами.

Ранее океанологи сняли на видео похожее на цветок животное — морское перо.