Астрономы нашли сходства в эволюции массивных двойных звезд Млечного Пути и Андромеды

Исследователи из Китайской академии наук обнаружили, что формирование и эволюция массивных двойных звезд в Млечном Пути и Галактике Андромеды (M 31) могут происходить по одному и тому же сценарию. Их выводы были опубликованы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society и The Astrophysical Journal.

Массивные двойные системы содержат по крайней мере одну горячую и массивную голубую звезду, относящуюся к спектральным классам O или B на диаграмме Герцшпрунга — Рассела, и испускают излучение высоких энергий, существенная часть которого приходится на рентгеновский диапазон. После выгорания ядерного «горючего» такие звезды оставляют после себя нейтронные звезды или черные дыры. Более массивные компоненты в таких системах эволюционируют и заканчивают свой звездный путь быстрее и при этом между ними начинается активный обмен веществом. При этом орбитальный период системы будет уменьшаться, а диспропорция масс увеличиваться. На то, каким именно образом компоненты в такой системе будут обмениваться массами, влияет заполнение веществом той или иной более «рыхлой» звезды так называемой полости Роша другого, более компактного компонента, перетягивающего на себя вещество соседки.

Андромеда — это ближайшая к Млечному Пути спиральная галактика, самая крупная галактика в Местной группе, причем структуры и состав звезд в двух наших галактиках очень близки. Исследователи обнаружили и изучили две массивные тесные двойные системы в М 31, сравнив все это с эволюцией более близкой к Земле массивной двойной системы V375, находящейся в созвездии Кассиопеи и содержащей сразу два компонента B-типа. Выяснилось, что, судя по кривым блеска, там имеет место перенос массы от менее массивного компонента к более массивному, причем выявлено присутствие еще и третьего компонента, то есть на самом деле это тройная система.

Две эти работы указывают на то, что эволюция массивных двойных систем имеет схожие черты в Млечном Пути и М 31, а двойные системы в той или иной галактике, находящиеся на особых этапах развития, могут служить испытательной площадкой для универсальных эволюционных моделей массивных звезд.