Астрофизики предсказали существование нейтронных звезд крайне необычного типа

Физики-теоретики предположили существование сверхмассивных нейтронных звезд нового, весьма экзотичного типа, которые могут возникать в процессе слияния пар обычных нейтронных звезд и какое-то время не превращаться в черную дыру за счет сверхсильных магнитных полей. Такие «магнитно-сверхмассивные» нейтронные звезды способны удерживаться от коллапса и сохраняться в стабильном состоянии в течение нескольких лет, прежде чем энергия их магнитных полей будет в достаточной степени рассеяна из-за так называемой амбиполярной диффузии в ионизованной среде заряженных частиц. Статья об этом опубликована в журнале Physical Review Letters.

Обычный путь образования нейтронной звезды — это результат сжатия — коллапса массивной звезды, истратившей свое ядерное «горючее» и испытавшей взрыв сверхновой, в результате чего ее внешние оболочки рассеиваются в окружающем пространстве, а сверхплотное ядро становится нейтронной звездой. Однако при слиянии двух нейтронных звезд по массе они в сумме могут превысить так называемый предел Толмена — Оппенгеймера — Волкова и тогда сжимаются в черную дыру. Быстрое вращение подобного объекта, впрочем, может на какое-то время продлить его существование перед окончательным коллапсом.

В своей новой работе два астрофизика — Артур Суворов из австралийской исследовательской организации Manly Astrophysics и Костас Глампедакис из испанского Университета города Мурсии — предположили, что даже недостаточно быстро вращающаяся нейтронная звезда в подобных обстоятельствах на протяжении некоторого периода времени сможет избегать превращения в черную дыру при уникальных обстоятельствах: если при столкновении звезд будет генерироваться достаточно сильное магнитное поле. Согласно их вычислениям, время жизни такого объекта будет зависеть от множества факторов, в том числе от силы магнитных полей обеих нейтронных звезд до столкновения, их масс и температуры их ядер.

Исследователи также предположили, что если такие нейтронные звезды действительно возникают, то они должны обладать уникальной сигнатурой, состоящей из быстрых гамма-всплесков, рентгеновских вспышек, а также частых радиоимпульсов, в ходе испускания которых эффект ослабления гравитационного поля постепенно пропадает, пока в конце концов экзотичная нейтронная звезда не начинает коллапсировать в черную дыру. Исследователи отмечают, что обнаружение подобных сигналов возможно уже с помощью существующего оборудования, и соответствующий поиск можно проводить в тандеме с поиском гравитационных волн от нейтронных звезд.