Палеонтологи обнаружили самое древнее стадо динозавров

Ученые проанализировали «кладбище» динозавров Юрского периода и пришли к выводу, что они вели стадный образ жизни. Статья об этом опубликована в журнале Scientific Reports.

Скопление остатков в Патагонии (Аргентина), хранит более 100 окаменелых яиц и кости около 80 динозавров вида Mussaurus patagonicus, в возрасте от едва вылупившихся до взрослых. По мнению Диего Пола, ученого из Палеонтологического музея Эджидио Феруглио, из находки можно сделать вывод, что эти животные жили стадами еще 192 млн лет назад. Это – самое старое известное свидетельство сложного социального поведения ящеров, старше всех ранее известных на 40 млн лет.

Скопление остатков также показывает, что стадо имело внутреннюю структуру, например, молодые динозавры проводили время со сверстниками, и умирали тоже рядом. «Я бы сказал, что это одно из главных палеонтологических открытий года», – говорит один из авторов исследования.

По мнению ученых, ящеры перешли к стадному образу жизни, когда увеличились в размерах. На протяжении большей части триасового периода (252-201 млн лет назад) эти динозавры были небольшими, размером не больше лошади. Но где-то 227-208 млн лет назад зауроподоморфы стали крупными, увеличив массу на два порядка, как сообщают исследователи. При этом их яйца оставались крошечными – M. patagonicus вылуплялись размером с курицу и вырастали примерно до полутора тонн во взрослом возрасте.

Другими словами, молодые M. patagonicus должны были вырасти до огромных размеров всего за несколько лет. «В это время им требовалось много есть, чтобы вырасти, но у них не было достаточного размера, чтобы защитить себя, а также опыта и знаний», – говорит автор исследования. Таким образом, жизнь в стаде стала единственным способом пережить период взросления.