Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Российские ученые выяснили, что происходит с корой валежника в таежном лесу

Ученые из Института леса Карельского научного центра РАН изучили скорость потери массы и объема коры валежника. Результаты исследования, выполненные при поддержке Российского научного фонда, представленные в журнале Forest Ecology and Management, помогут прогнозировать изменения лесного биоразнообразия, а также моделировать сценарии изменения климата.

«Разложение древесной коры – сложный и практически неизученный процесс. Еще сложнее обстоит дело с пониманием значимости этого процесса для круговоротов веществ и биологического разнообразия. Оценки потери массы коры, полученные в нашем исследовании, необходимы для адекватных расчетов динамики углерода таежных лесов, и, следовательно, моделирования сценариев изменения климата», – комментирует работу руководитель проекта, поддержанного РНФ, кандидат биологических наук Екатерина Шорохова.

Кора составляет до 25% объема и до 16% массы ствола основных таежных древесных пород. Когда дерево умирает, часть его коры остается на стволе, а часть обрабатывается насекомыми, которые съедают «самую вкусную часть» – флоэму (проводящую ткань, через которую происходит транспорт продуктов фотосинтеза), а после этого кора кусочками падает и становится частью лесной подстилки.

Кора накапливает влагу, зарастает лишайниками, мхами, и — примерно через 30 лет — сосудистыми растениями. При этом уменьшаются объем, базисная плотность, толщина и масса коры. Объем коры уменьшается вследствие отслаивания внешних слоев и фрагментации внутренних слоев насекомыми. Масса уменьшается за счет биологического разложения грибами. Доля флоэмы, богатой минеральными веществами, по сравнению с трудноразлагаемой коркой также уменьшается.

В своей работе ученые выяснили, что кора, которая остается на стволе, составляет в среднем 38, 61 и 86% от общей массы коры для сосны, ели и лиственных пород (березы и осины) соответственно. Потеря массы коры описывается экспоненциальной кривой со среднегодовой скоростью примерно 7, 11, 20 и 31 % в год для березы, осины, сосны и ели соответственно. Общая скорость разложения, определяемая как скорость потери массы по отношению к начальному объему, составляет в среднем 15 % в год для березы, осины и ели и 29 % в год для сосны, соответственно.

«В старовозрастных лесах, где объемы валежа могут достигать сотен кубометров, оценка скорости биологического разложения и фрагментации коры исключительно важна для моделирования биологических круговоротов и прогнозирования разнообразия живых организмов, связанных с валежом на разных стадиях разложения», – заключила Екатерина Шорохова.

Путин счел героизм и сплоченность россиян залогом всех побед