Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Георадиолокация поможет российским ученым в прогнозе землетрясений

Российские ученые из Института земной коры успешно применили стремительно развивающийся метод георадиолокации для изучения особенностей разрывных нарушений (разломов земной коры), с которыми связаны опасные землетрясения. Работа посвящена изучению активных разломов земной коры и проявлению опасных геологических процессов, связанных с землетрясениями. Статья опубликована в журнале Russian Geology and Geophysics, исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ).

Ученые успешно пытаются извлечь максимум полезной геологической информации из данных георадиолокации для того, чтобы научиться определять параметры разломов, важные для оценки сейсмической и геологической опасностей, там, где по ряду причин невозможно использовать другие дорогостоящие и трудоемкие методы.

Объектом изучения служил Мондинский разлом, с которым было связано сильное землетрясение 4 апреля 1950 года с магнитудой 6,9 (величиной высвободившейся сейсмической энергии в эпицентре землетрясения). Тогда от сотрясений значительно пострадал близлежащий поселок, многие деревянные дома были разрушены.

«Эта работа важна с точки зрения интерпретации данных георадиолокации и изучения внутреннего строения разломных зон, смещения по которым могут вызывать различные природные опасности, среди которых: оползни, обвалы, разжижение грунтов, провалы, просадки. Чем больше мы знаем о разломе, тем точнее будет прогноз возможных тектонических деформаций земной поверхности и развития опасных процессов в его окрестностях», — комментирует главный автор статьи, доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории тектонофизики Института земной коры СО РАН, руководитель гранта РНФ Оксана Лунина.

Работа проходила в несколько этапов. Два первых этапа включали дешифрирование космоснимков для картирования предполагаемых разломов и их заверку на местности путем полевых геологических маршрутов, геоморфологических и геолого-структурных наблюдений с проходкой канав. Однако проходка канав — дорогостоящее и трудоемкое дело, поэтому исследователи выбрали метод георадиолокации для характеристики дислокаций на четырех участках в зоне Мондинского разлома. При этом использовали георадар ОКО-2 российского производства с антенными блоками АБДЛ «Тритон», АБ-250М и АБ-700M, различающимися глубиной зондирования и разрешающей способностью. После этого в заключительной части было проведено моделирование и наглядно показано, каким образом и под влиянием каких факторов происходят смещения по разлому и раскрытие Мондинской впадины, из-за которой происходят землетрясения.

«Следующий этап — геологическая интерпретация геофизических данных — самая увлекательная часть работы: мы пытаемся расшифровать, что находится под земной поверхностью, — рассказывает Оксана Лунина. — Хочется выразить огромную благодарность Российскому научному фонду, благодаря грантам которого можно покупать новое современное оборудование, поддерживать молодых ребят и проводить исследования на мировом уровне».

Ученые хотят понять, какие движения происходили в земной коре, для того, чтобы уметь прогнозировать землетрясения. Основываясь на данных по разломам, они совершенствуют подходы к геологической интерпретации данных, чтобы получать своевременную, актуальную и полезную информацию о Земле и ее процессах, что напрямую касается безопасности жизни людей.

Нойер повторил рекорд чемпионатов мира по футболу