14 декабря 1995 года подписанием Дейтонских соглашений в Париже завершилась Боснийская война. Она продлилась почти четыре года. Общее число жертв конфликта, по современным оценкам, может достигать 100 тыс. человек.
В российской историографии более привычны иные наименования — гражданская война в Югославии или балканский кризис. В странах-участницах событий боевые действия в Боснии отделяют от конфликта в Хорватии (кроме того, еще в 1991 году произошла война в Словении). В совокупности югославские войны середины 1990-х годов считают крупнейшим военных конфликтом в Европе после Второй мировой войны. После нескольких лет затишья, вызванного Дейтонскими соглашениями, кризис продолжился войной в Косово (1998 год) бомбардировкой Белграда и других сербских и черногорских городов силами НАТО (1999).
Отголоском конфликта явились столкновения между македонцами и албанцами в Македонии (2001).
Во всем мире знают о Боснийской войне по таким ее эпизодам, как воздушный бой над Баня-Лукой между истребителями ВВС США и штурмовиками ВВС Республики Сербской, резня мусульман в Сребренице, бомбежки авиацией НАТО позиций и объектов инфраструктуры боснийских сербов.
«В ответ на решение НАТО о силовом воздействии на Югославию Россия решительно напомнила всему миру, что, несмотря на свои внутренние проблемы, она остается заинтересованной и в своем внешнеполитическом курсе и не намерена допустить, чтобы важнейшие вопросы мировой политики решались без учета ее мнения», — отмечал историк Виталий Короткевич.
На первом этапе боснийского урегулирования именно миротворческие усилия России были наиболее эффективными. Но в конечном итоге попытка Кремля восстановить свое влияние на Балканах окончилась неудачей. Дейтонские соглашения, положившие конец кровопролитию и сохранившие целостность Боснии и Герцеговины, стали реализацией планов США, а не России, которая не сумела сыграть заметной роли на последнем этапе боснийского кризиса.
По убеждению западных аналитиков, именно авиаудары заставили сербов сесть за стол переговоров. 12 октября 1995 года было подписано соглашение о прекращении огня, но бои еще велись в районе Приедора. Толпы сербских беженцев, покинув город, двинулись в сторону Баня-Луки. Боснийские мусульмане и хорватские войска продолжали обстреливать из артиллерийских орудий и минометов сербские боевые порядки и гражданские объекты южнее Баня-Луки. Был захвачен Сански-Мост.
«Однако фактически война в Боснии и Герцеговине была закончена. Она принесла стране огромные разорения и жертвы среди гражданского населения. За годы войны погибли 100 тыс. человек, из которых 90% — мирные жители. От 2,5 до 3 млн человек покинули свои жилища: 800 тыс. сербов из Западной Герцеговины, Центральной и Западной Боснии, 800 тыс. мусульман из Восточной Герцеговины, Краины и Восточной Боснии, около 500 тыс. хорватов из Центральной Боснии», — резюмировала в своей работе «Босния и Герцеговина: трагедия трех народов» крупный российский историк-балканист Елена Гуськова.
Окончательный итог войне был подведен после переговоров в Дейтоне на базе ВВС США. Они проходили с 1 по 21 ноября 1995 года. Хорватскую и боснийскую делегацию возглавляли президенты стран Франьо Туджман и Алия Изетбегович.
В состав югославской делегации, где право решающего голоса имел президент Сербии Слободан Милошевич, также входили представители Республики Сербской.
Согласно Гуськовой, пакет договоренностей подразделялся на три составные части: карты разделения Боснии и Герцеговины, военные аспекты урегулирования, которые были призваны обеспечить развод конфликтующих сторон, прекращение враждебных действий и размещение войск НАТО в Боснии, а также гражданские вопросы государственного строительства, восстановления экономики, решения гуманитарных вопросов.
Конференцию в Дейтоне проводил государственный секретарь США Уоррен Кристофер. Непосредственно подписание бумаг состоялось 14 декабря 1995 года в Елисейском дворце в Париже в присутствии наблюдателей из числа руководителей США и стран Европы. За спинами трех подписантов – Милошевича, Туджмана и Изетбеговича – стояли премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес, американский президент Билл Клинтон, его французский коллега Жак Ширак, канцлер ФРГ Гельмут Коль, премьер-министр Великобритании Джон Мейджор и председатель правительства России Виктор Черномырдин.
К трехстраничному документу обобщающего характера под названием «Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине» прилагались 12 приложений (суммарно 150 страниц), 102 карты, документ о парафировании соглашения, несколько дополнительных писем и заключительное заявление.
Как следовало из статьи 1, три страны обязывались отныне строить свои отношения в соответствии с принципами Устава ООН, а также Хельсинкского Заключительного акта и других документов ОБСЕ. Стороны брали на себя обязательства полностью соблюдать подписанные соглашения и содействовать их выполнению.
Союзная Республика Югославия и Республика Босния и Герцеговина признали друг друга в качестве суверенных независимых государств в рамках своих международных границ.
Гражданские вопросы урегулирования занимали отдельный блок документов. Основным была предложенная сторонам Конституция, которая решала будущее Боснии: создавалось единое государство, состоящее из двух частей — Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Неопределенными оставались отношения как между этими частями, так и в государстве. К компетенции Боснии были отнесены: внешняя политика, политика в области внешней торговли, таможенная политика, денежно-кредитная политика, финансирование институтов и международных обязательств, политика в области иммиграции, беженцев и убежища, обеспечение соблюдения уголовного законодательства на международном уровне и т. д.
Конституция определяла создание новых институтов власти – двухпалатного парламента, Президиума Боснии и Герцеговины, Совета министров, постоянного комитета по военным вопросам «для координации деятельности вооруженных сил в Боснии и Герцеговине», Конституционного суда. Во всех этих органах, кроме последнего, боснийские мусульмане и хорваты были представлены двумя третями членов, боснийские сербы – одной третью.
С декабря 1995 года контингент миротворцев стал называться миссией ООН в Боснии и Герцеговине.
«Характерными чертами этих событий стали вынужденные уступки со стороны Югославии, боснийских и краинских сербов, — констатировала в своей книге «Балканский кризис: народы и политика» этнолог Марина Мартынова. — Им пришлось отказаться от непримиримых и максималистских позиций вследствие военных поражений, экономических трудностей под воздействием международных санкций, дипломатических неудач и возросшей международной изоляции, обострения внутренних противоречий. В течение года в урегулировании кризиса на Балканах заметно возросла роль США, которые взяли на себя функции главного миротворца и гаранта, оттеснив на второстепенные роли как ООН и своих западных союзников, так и Россию, чьи претензии на «особое значение» в этом регионе фактически оказались несостоятельными».
Миротворческие силы ООН практически расписались в своем бессилии и уступили место сначала воздушным, а затем и сухопутным военным формированиям НАТО.