Навык игры в шахматы достигает своего пика к 30-35 годам, а после 45 лет снижается, но довольно незначительно, выяснили специалисты из Центра исследований в области экономики и статистики во Франции. По мнению ученых, эту модель можно распространить и на другие когнитивные задачи, требующие опыта и навыков. Исследование было опубликовано в журнале PNAS.
«Старение представляет собой ключевую проблему для рынков труда во многих странах, — пишут авторы работы. — В то время как рост капитала и повышение уровня образования положительно сказывается на производительности труда в целом, рабочая среда быстро меняется, а задачи, требующие когнитивных способностей, становятся все более распространенными и важными в связи с технологическими изменениями и цифровизацией. Существующие данные свидетельствуют, что когнитивные навыки формируются в раннем возрасте, но на удивление мало известно о том, как индивидуальная производительность при решении когнитивно сложных задач меняется в течение жизни».
И физические, и умственные способности человека к определенному возрасту достигают своего пика, после чего идут на спад. Если физические показатели начинают постепенно ухудшаться примерно после 30 лет, пик производительности мозга, по-видимому, приходится на более поздний возраст.
Более ранние работы показали, что производительность в задачах, которые в первую очередь связаны со скоростью, памятью и визуализацией с возрастом снижаются, в то время как производительность в задачах, где требуются опыт и накопленные знания может расти до 50 лет и даже дольше. Однако оценка способностей одного и того же человека в разные возрастные периоды проводится редко, а решать предлагается зачастую абстрактные задачи, не знакомые испытуемым и не связанные с их профессиональной деятельностью.
Шахматы, как и многие другие задачи, требуют не только врожденных способностей, но еще и тренировок и накопления опыта.
Также они требуют слаженной работы многих отделов мозга одновременно, а участие в шахматных турнирах позволяет оценивать изменения в мастерстве одного и того же игрока. Таким образом, шахматы можно использовать как «модельную» когнитивную задачу для оценки производительности мозга, считают исследователи.
Авторы работы проанализировали более 1,6 млн отдельных ходов, сделанных в рамках 24 тыс. шахматных партий, сыгранных за 1890-2014 годы, отслеживая результаты участников на протяжении их жизни.
Как оказалось, мастерство стремительно растет после 20 лет. К 35 годам показатели постепенно выравниваются, а к 40 шахматист достигает своего пика. После 45 лет результаты начинают постепенно становиться хуже. Однако после поправок на другие факторы (возраст и навыки соперника, продолжительность игры и т. п.) оказалось, что эти ухудшения довольно незначительны.
В зависимости от задачи, пик производительности мозга, очевидно, будет несколько различаться, отмечают исследователи. Но использованную модель можно попробовать применить и к другим навыкам, требующим накопления опыта.
«Для игры в шахматы нужна сложная нейронная основа, автоматизирующая процессы, связанные с определением конфигурации фигур и их соотношений на доске, — пишут авторы работы. — В эти процессы вовлечены различные области мозга. Таким образом, тот или иной ход становится мерой производительности для когнитивной задачи. А задачи такого рода приобретают все большее значение на рынке труда».
Результаты говорят, что опыт способен повлиять на возраст, в котором мозг достигает максимальной производительности, считают исследователи.
Это может объяснить, почему за последнее столетие шахматисты достигали своего пика все раньше и раньше. Рост популярности шахмат, более ранний возраст, в котором шахматисты начинали играть, распространение электронных версий шахмат — все это способствовало также более раннему накоплению опыта. Так, результаты профессиональных шахматистов резко улучшились в 1990-е годы, когда появились шахматы для компьютера.
Так как в исследовании рассматривались профессионалы, результаты, по всей видимости, демонстрируют верхнюю границу возможной производительности. Тем не менее результаты обнадеживают: по всей видимости, добиться пика производительности можно и до 35 лет, а ухудшение способностей не столь значительно, чтобы из-за него беспокоиться.