Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Дает надежду»: создан нейтрализующий коронавирус препарат

Ученые нашли полностью нейтрализующее коронавирус средство

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Самую маленькую молекулу, нейтрализующую коронавирус, нашли ученые из США. Она стала основой для препарата, который можно использовать в качестве лекарства и профилактического средства от COVID-19. В отличие от большинства антител, его можно вводить ингаляционно.

Ученые Медицинской школы Питтсбургского университета выделили самую маленькую на сегодняшний день биологическую молекулу, которая полностью нейтрализует вирус SARS-CoV-2, приводящий к COVID-19. Этот компонент антител, который в 10 раз меньше полноразмерного антитела, ученые использовали для создания препарата, названого Ab8, который можно использовать в качестве терапевтического и профилактического средства против SARS-CoV-2. О разработке они рассказали в статье в журнале Cell.

«Ab8 имеет потенциал не только как лекарство от COVID-19, но и как профилактическое средство, — говорит инфекционист Джон Меллорс, один из авторов исследования. — Антитела большего размера работали против других инфекционных заболеваний и хорошо переносились.

Это дает нам надежду, что такой подход может быть эффективным для пациентов с COVID-19 и для профилактики среди тех, кто никогда им не болел и не имеет иммунитета».

Для создания Ab8 использовался компонент антител, относящийся к доменам тяжелых цепей иммуноглобулинов. Тяжелые цепи иммуноглобулинов — это антитела, образующие большие субъединицы из двух и более остатков аминокислот, а домены — белковые подструктуры, сворачивание которых не зависит от других частей. Компонент удалось обнаружить за несколько месяцев среди более чем ста миллиардов других потенциальных молекул-кандидатов. Исследователи сравнивают этот процесс с рыбалкой, где в качестве наживки использовался белок шипов SARS-CoV-2.

Ab8 получилось создать, объединив домен с фрагментом хвостовой части иммуноглобулина.

Это дало ему иммунные функции полноразмерного антитела почти без увеличения массы.

Небольшой размер Ab8 позволяет вводить его ингаляционно или подкожно, а не через капельницу, как большинство моноклональных антител, находящихся в настоящее время в разработке. Именно в ингаляционной форме исследователи протестировали его на мышах, зараженных SARS-CoV-2. Даже в самой низкой дозировке Ab8 в 10 раз уменьшил количество вирусных частиц в организме мышей по сравнению с теми, которые не получили препарат. Ab8 также оказался эффективным в лечении и профилактике COVID-19 у хомяков.

«Пандемия COVID-19 — это глобальный вызов, стоящий перед человечеством, но наука и человеческая изобретательность, скорее всего, с ним справятся, — отмечают исследователи. — Мы надеемся, что антитела, которые мы обнаружили, будут этому способствовать».

Ранее в России удалось выделить антитела, нейтрализующие коронавирус. Для этого использовались образцы крови переболевших COVID-19 доноров и уникальная технология сортировки единичных B-лимфоцитов — клеток крови, формирующих иммунитет.

Полученные антитела оказались способны блокировать взаимодействие вируса и клеточного рецептора АСЕ2 и предотвращать его проникновение в клетки-мишени.

Дальнейшие исследования позволят ученым создать средства специфической терапии и профилактики COVID-19. Кроме того, полученные результаты послужат материалом для изучения особенностей защитного иммунитета при коронавирусе и будут востребованы при совершенствовании вакцин.

Антитела можно использовать как профилактическое средство в случае, если человеку противопоказано вакцинирование. При ряде заболеваний прививку от коронавируса делать категорически нельзя. К абсолютным противопоказаниям относятся болезни, связанные с вводом иммунодепрессивных препаратов.

«Самый простой пример — онкология, поскольку если есть лечение, то оно сопровождается иммунодепрессией.

Получается, с одной стороны есть показание, а с другой, наоборот, противопоказание. Поэтому все подобные вопросы, связанные с вакцинацией, должен решать лечащий врач пациента», — рассказал ранее иммунолог Владислав Жемчугов.

Кроме того, абсолютным противопоказанием к вакцинации от COVID-19 врач назвал воспалительные, аутоиммунные заболевания, красную волчанку, системные заболевания крови.