Меньше трупов: найден способ защитить птиц от ветряков

Ученые нашли способ защиты птиц от лопастей ветряков

Перекраска лопастей ветрогенераторов в черный цвет снижает смертность птиц на 72%, выяснили норвежские ученые. Птицам становится легче заметить лопасти и облететь их. Исследователи надеются, что такая мера позволит защитить птиц.

Перекраска лопастей ветрогенераторов в черный цвет резко уменьшает количество случаев гибели птиц, выяснили ученые из Норвежского института исследований природы. Такой простой и недорогой способ позволит защитить птиц в условиях распространения ветровой энергетики, надеются они. Подробнее об эксперименте исследователи рассказали в статье в журнале Ecology and Evolution.

Ветровые электростанции не требуют топлива и не производят отходов, что делает их одними из наиболее экологически чистых источников энергии. Однако еще в 1980-х годах появились опасения, что ветряки могут быть опасны для птиц. И действительно, со временем увеличение размеров ветряков и скорости вращения лопастей привело к росту смертности птиц, попадающих под лопасти.

Периферийное зрение у птиц развито лучше фронтального, что не позволяет им разглядеть однотонные белые лопасти, особенно во время их движения. Фокусируясь на потенциальной добыче, птицы не замечают опасности прямо перед собой.

Ученых беспокоит, что из-за растущей популярности ветряных электростанций увеличивается и количество жертв. Такие меры снижения смертности птиц, как временное отключение ветрогенераторов вдоль миграционных путей или обработка почвы вокруг оснований ветряков чреваты определенными издержками, в том числе финансовыми. Поэтому поиск способа снизить смертность птиц, при этом не создавая проблем в работе электростанций, очень важен.

Исследователи провели эксперимент на острове Смела на западе Норвегии. У четырех ветряков они выкрасили одну лопасть в черный цвет, еще четыре таких же ветряка рядом не тронули. Ученые подсчитывали количество погибших птиц на протяжении 3,5 лет после покраски, а также учли результаты за предыдущие 7,5 лет.

Всего за это время восемь ветряков стали причиной гибели 82 птиц. Самыми частыми жертвами были белые куропатки, а также крупные хищные птицы, такие как ястребы и орлы.

Окрашивание одной из лопастей привело к снижению количества погибших птиц на 72%, однако число жертв от столкновения с неокрашенными турбинами, напротив, возросло.

Лучше всего покраска сказалась на орланах-белохвостах — после нанесения краски исследователи не нашли ни одного их трупа.

Более детальное изучение данных показало некоторую вариативность смертности птиц в зависимости от сезона. Весной и осенью было зарегистрировано меньше смертей птиц, летом же смертность возрастала. Исследователи отмечают, что небольшое количество ветряков и непродолжительный срок наблюдения не дают возможности делать какие-то однозначные выводы, и эксперимент стоит повторить в большем масштабе.

Исследователи подчеркивают, что эксперимент проводился на острове и наблюдение велось лишь за небольшим количеством ветряков. Там, где ветровая энергетика развита достаточно, а сами ветровые электростанции более масштабны, они становятся причиной гибели сотен тысяч птиц в год. Хотя это и меньше, чем от столкновения с линиями электропередач, по мере распространения ветровой энергетики проблема может стать серьезнее.

Ранее австралийские ученые нашли способ защитить коров от нападения хищников — эффективной мерой оказались нарисованные на заду животных глаза.

«Львы нападают из засады, и полагаются на преследование, поэтому для них важен элемент неожиданности, — пояснили исследователи. — Так что если добыча их заметит, они могут отказаться от нападения».

За четыре года наблюдений львы не задрали ни одну корову с глазами на заду из 683. При этом погибли 15 из 835 коров без рисунков и 4 из 543 с нарисованными крестами.

Скот пасся в одной и той же зоне, все животные перемещались вместе, подвергаясь одинаковому риску. Однако особи с нарисованными на заду глазами в рамках одного стада выживали чаще, чем остальные.

Исследователей удивило, что скот, у которого на заду были нарисованы простые крестики, выживал чаще. Очевидно, даже такая «маскировка» лучше, чем полное ее отсутствие.

Ученые надеются, что метод поможет фермерам защитить скот, не ограничивая при этом территорию выпаса и не убивая диких животных. Они уже подготовили руководства по рисованию глаз на заду коров для местных жителей.