Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Это первый случай пожара»: почему загорелся Ту-204

Эксперт рассказал о проблемах загоревшегося двигателя Ту-204

Почему загорелся двигатель Ту-204 над Уфой и насколько надежны аналогичные двигатели на других самолетах, «Газете.Ru» рассказал доцент кафедры «Конструкция и проектирование двигателей» МАИ Валерий Нестеренко — главный специалист вуза по конструкции двигателей ПС-90, принимавший участие в их разработке.

--Кадры с горящим двигателем у вылетевшего из Уфы Ту-204 22 августа облетели интернет. Что вы можете сказать по этим кадрам?

— К нашему счастью, это первый случай пожара двигателя ПС-90А. Пожар двигателя не новая ситуация, которая довольно часто повторяется на отдельных типах самолетов и у нас, и за рубежом. Горение двигателей может происходить по-разному. Этот двигатель двухконтурный. Мы видим, что пламя вырывается из той секции, которая открывается и предназначена для его обслуживания. Это место, близкое к входу воздухозаборника, пламя идет прямо там, где носок, где силовая балка от крыла закреплена на мотогондоле. А носок этот находится за вентилятором, там, где компрессор. Конечно, это проблема с камерой сгорания.

Предположительно, мы видим прогар жаровой трубы.

Обычно в такой ситуации самолет летает и сливает топливо. Но если бы пилот сливал топливо, то двигатель бы разрушился. Пилот молодец — сел за два круга, за которые невозможно слить топливо.

— Указанная проблема типична для этих двигателей?

— Эта проблема известна для двигателя ПС-90, и она решалась на его модификациях ПС-90А и ПС-90А2 совместно с компанией Pratt & Whitney. Кстати, когда мы собирались продавать самолеты Ту-214 Ирану и Сирии, Pratt & Whitney взяли и наложили вето. Модернизация заключалась в том, что Pratt & Whitney сделали лопатки вентилятора без антивибрационных полок, тем самым увеличили расход воздуха, подняли тягу и надежность двигателя. Но главное, они дорабатывали камеру сгорания и турбину.

Перед нами же самая первая, старая модификация двигателя – ПС-90А, я думал, что их уже сняли с эксплуатации. В более модифицированном и надежном двигателе ПС-90А2 камера сгорания покрыта теплозащитным покрытием, турбина — монокристалл. На двигателе ПС-90А камера сгорания не кольцевая. Там стоят одиночные блоки камеры сгорания с общим смесителем.

В настоящее время пермскими специалистами создана доработанная универсальная конструкция ПС-90А, которая может устанавливаться на все наши машины.

— Почему не сработала система пожаротушения?

— Система не могла сработать, ведь там горела камера сгорания. Я не знаю, что делали пилоты, но по правилам двигатель отключается, чтобы в зону горения не поступало топливо. Я думаю, что командир это сделал, так говорит инструкция. Система пожаротушения включается автоматически, но в данном случае ее эффективности оказалось недостаточно.

— Какой ресурс имеют двигатели ПС-90А?

— Холодная и горячая части двигателя имеют разные ресурсы, отличающиеся примерно в два раза. У нового двигателя ресурс холодной части может составлять 9-12 тыс. часов. Это двигатель модульной конструкции, модули могут заменяться, но на них не установлены ресурсы, поэтому двигатели эксплуатируются по техническому состоянию. Что с этим двигателем случилось — малопонятно, поскольку в нем есть целых двенадцать отверстий для осмотра камеры сгорания,

и при осмотре техники должны осмотреть каждое из этих отверстий.

Подобно тому, как зондом осматривают желудок человека, через эти отверстия осматривается камера сгорания. Первыми обнаруживаются трещины. Во времена моей работы мы делали это втемную, а современные эндоскопы снабжены лампочкой. Такие осмотры способны предотвратить прогары, поскольку они начинаются с того, что в камере сгорания возникают трещины. Если трещину не заметили, то дальше пламя проникает наружу. Рядом еще масляный бак, питающий все системы, который наверняка взорвался.

Двигатели обычно осматриваются, и их ресурс продлевается даже не на 50 а на 25 часов, после чего разработчик, комиссия дает разрешение на продление эксплуатации. При этом пермяки («Пермский моторный завод» — прим. ред.) получают деньги только за часы их эксплуатации. То есть они заинтересованы, чтобы она была как можно дольше.

— То есть 2004 год выпуска и 2009 год капитального ремонта двигателя— это мало о чем говорит?

— Это не имеет принципиального значения. Значение имеет то, что ресурс и надежность двигателей ПС-90А недостаточны. Но он прошел сертификацию, и потому на них летают, в том числе Red Wings.

— Звучала версия, что причиной пожара могло быть некачественное топливо. Такое возможно вообще?

— Я не могу связать недостатки топлива с пожаром. Вопросы с топливом могут, например, привести к засорению форсунок, но не к прогару.

— Что означает случившееся для всей линейки двигателей ПС-90?

— На этот двигатель было потрачено огромное количество сил и времени. Сейчас есть несколько модификаций для разных летательных аппаратов, и, конечно, случившееся не показатель. Потому что сейчас эксплуатируются более поздние, улучшенные модификации двигателя. А пилот — молодец, все, что можно сказать.