Новый проект: Маск отправит израильтян на Луну

Израильский стартап отправит корабль к Луне уже в 2019 году

SpaceX
Израильская компания отправит на Луну свой корабль уже в этом году. Лендер должен изучить магнитные свойства Луны и привлечь молодежь к космическим исследованиям.

Израиль может оказаться третьей страной мира после России, США и Китая, отправившей на Луну свой посадочный аппарат, и первой страной, чья частная космическая компания сумеет сделать это. Такой организацией, возможно, станет израильский стартап SpaceIL, объявивший во вторник,

что его лендер сможет высадиться на Луне уже 13 февраля 2019 года.

Эта компания участвовала в лунном конкурсе Lunar X-Prize, в котором участвовало несколько мировых частных компаний, желавших первыми отправить к Луне свой посадочный аппарат. И хотя конкурс оказался неудачным и был официально завершен без победителя в мае этого года, соревнование до сих пор продолжается, хотя уже и без призового фонда.

Реклама

Все это время SpaceIL продолжала строить свой аппарат, который разрабатывала еще с 2013 года совместно с организацией Israel Aeronautics Industries. Аппарат будет запущен с космодрома на мысе Канаверал во Флориде на ракете Falcon 9 миллиардера Илона Маска уже в декабре этого года. Он отделится от второй ступени ракеты-носителя на высоте 60 тыс. километров, выйдет на эллиптическую орбиту и начнет медленно увеличивать ее до того момента, пока не окажется захваченным гравитационным полем Луны.

По словам Идо Антеби, руководителя проекта, спускаемый аппарат станет самым маленьким в истории лунным лендером – всего два метра в диаметре и метр в высоту. При старте с Земли его масса будет составлять 585 кг, при посадке на Луну после использования топлива масса сократится до всего 180 кг.

Компания была основана в 2010 году тремя молодыми инженерами для участия в конкурсе Google, приз в котором изначально составлял $20. С годами штат компании вырос до 50 человек, большинство которых – инженеры.

Миссия на Луну будет иметь ряд научных задач. Так, при помощи разработанного вместе с Институтом Вейцмана магнитометра ученые постараются понять, как и когда лунные породы приобрели свою намагниченность. Однако главной задачей проекта станет попытка усилить интерес молодежи Израиля к работе в области космических технологий.

Они надеются на «эффект Аполлона», когда после высадки американских астронавтов на Луну целые поколения людей по всему миру были воодушевлены изучением науки и инженерного дела, говорит Морис Кахан, израильский миллиардер и инвестор, обеспечивший проекту большую долю финансирования. К настоящему времени на проект потрачено порядка $88,5 млн, треть из которых предоставил Кахан, остальные деньги – пожертвования частных лиц.

Конкурс Google Lunar X Prize был объявлен еще в 2007 году. По его условиям $20 млн предполагалось выплатить частной компании, сумевшей разработать и запустить на Луну собственный небольшой луноход. Однако просто запуска было недостаточно – для победы в соревновании луноход должен был проехать по поверхности Луны полкилометра и передать на Землю фотографии и видео высокого разрешения.

Компания-победитель в таком случае получала $20 млн, за второе место предполагалось выплатить $5 млн, еще $5 млн – на дополнительные поощрения,

таким образом, общий призовой фонд составлял $30 млн.

Изначально дедлайн приходился на конец 2012 года, однако сроки подведения итогов постоянно откладывались – сначала до конца 2015-го, потом до конца 2016 и 2017 года. Последний перенос сроков был объявлен в августе 2017 года – тогда была назначена новая крайняя дата – 31 марта 2018 года.

Однако прошлой зимой стало ясно, что, несмотря на выделение дополнительных денег, похоже, никто из оставшихся участников конкурса на данном этапе не в состоянии выполнить лунную миссию даже до конца 2018 года – то есть значительно позже объявленного дедлайна.

По состоянию на январь 2018 года из 25 участвовавших в конкурсе команд осталось всего пять – американская Moon Express, израильская SpaceIL, индийская TeamIndus, японская Hakuto и международная коллаборация Synergy Moon.

Несмотря на разочарование от неудачи, организаторы конкурса считали, что соревнование принесло немало пользы. Так, в общей сумме командам и их владельцам удалось привлечь на разработки более $300 млн инвестиций. В ходе выполнения задач были созданы сотни новых рабочих мест в Индии, Малайзии, Израиле и Венгрии. Кроме того, участие в конкурсе позволило преодолеть ряд бюрократических проблем.