Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Пьяные мужчины не смотрят на лицо

Психологи выяснили, как выпившие мужчины воспринимают женщин

Kai Pfaffenbach/Reuters

Пьяные мужчины чаще воспринимают женщин как сексуальные объекты, выяснили психологи. Однако они менее склонны это делать, если собеседница кажется им умной и дружелюбной — очевидно, эти характеристики «очеловечивают» женщин в мужских глазах. Исследователи надеются, что новые данные позволят лучше бороться с сексуальной агрессией.

Расхожее мнение гласит, что пара порций спиртного заставляет мужчин смотреть на женщин иначе. И это действительно так, выяснили психологи из Университета Небраски-Линкольна в США. Результаты исследования были опубликованы в журнале Sex Roles.

Реклама

Более ранние исследования уже показывали, что выпившие мужчины действительно чаще воспринимают женщину как сексуальный объект. Однако на этот раз ученые выяснили, что дело не в том, что мужчины просто начинают считать большее количество женщин привлекательными.

Участниками исследования стали 49 мужчин 21-27 лет. В ходе эксперимента часть из них должна была пить коктейли из апельсинового сока и крепкого алкоголя до достижения определенной степени опьянения. Остальные пили более легкие напитки, которые на запах и вкус напоминали алкогольные, но содержание спирта в них было слишком низким, чтобы опьянеть.

Далее исследователи продемонстрировали участникам фотографии 80 молодых женщин, одетых как на вечеринку. Перед этим те же фотографии были показаны более чем 300 мужчинам и женщинам, которые должны были оценить привлекательность, душевную теплоту и ум этих женщин.

Никто из участников не был знаком с женщинами на фото и не получал о них дополнительной информации — все их суждения основывались на субъективном восприятии образа на фото.

«Мы должны ясно понимать — все это происходит лишь у людей в голове», — подчеркивает психолог Эбби Ример, ведущий автор исследования.

И опьяневшие, и трезвые мужчины разглядывали фотографии, а исследователи контролировали направление и длительность их взгляда с помощью айтрекинга — технологии определения координат взора. Как оказалось,

пьяные мужчины меньше смотрели на лицо женщины и больше разглядывали ее грудь и талию.

Кроме того, этот эффект усиливался, если женщина воспринималась как недружелюбная или глуповатая.

«Мужчины в состоянии алкогольной интоксикации были менее склонны рассматривать женщину как сексуальный объект, если им казалось, что она обладает душевной теплотой и умом, а также средней привлекательностью, — отмечает Ример. — Возможно, дело в том, что дружелюбие и ум — это «очеловечивающие» атрибуты, уводящие от восприятия человека как объекта».

«Если женщины не выглядят дружелюбными и умными, мужчины будут тратить меньше времени, разглядывая их лица и больше — разглядывая сексуальные части тела», — подтверждает слова коллеги Сара Джервейс, соавтор исследования.

Несмотря на небольшое количество участников, исследование может дать представление о том, как предотвратить сексуальную агрессию, особенно при употреблении алкоголя, считают исследователи. Домогательства нередко имеют место на вечеринках, и употребление алкоголя может быть одним из факторов, влияющих на мужское поведение.

Впрочем, разглядывать выступающие части женского тела стремятся не только выпившие мужчины. Как показало недавнее исследование, и на трезвую голову они тоже преимущественно разглядывают область от груди до бедер, независимо от того, предполагают они вступить с женщиной в романтические отношения или дружеские. Женщины же изучают взглядом область головы и грудной клетки. Свободные женщины при этом дольше разглядывают мужчин, чем женщины, уже состоящие в отношениях.

В среднем же представители обоих полов чаще смотрят на верхнюю половину тела человека на фото перед собой, если им предлагается задуматься о романтических отношениях с ним, и на ноги, если речь идет о дружбе.

«Люди изучают черты внешности друг друга по-разному в зависимости от того, каких отношений они ожидают», — заключили исследователи.

Также ранее с помощью айтрекинга удалось установить еще одно различие между «мужским» и «женским» взглядом. Оказалось, что женщины изучают в основном левую половину лица и пристальнее смотрят в левый глаз, чем в правый. Кроме того, они рассматривали лицо намного дольше, чем мужчины.

«Мы можем определить пол участника, основываясь на том, как он рассматривает лицо», — сообщил доктор Антуан Кутро, ведущий автор исследования. Исследователи исключили возможные культурные различия: среди участников были представители около 60 национальностей.