Как слепой и глухой неандерталец дожил до седин

Однорукий и одноглазый и хромой неандерталец из Ирака оказался глухим

Однорукий, одноглазый и хромой неандерталец из пещеры Шанидар оказался еще и глухим, выяснили ученые. Однако, несмотря на многочисленные болезни и увечья, ему удалось дожить до 45 лет. Подобные находки указывают на то, что неандертальцы не бросали стариков и инвалидов, а заботились о них до самой смерти.

К многочисленным увечьям и проблемам со здоровьем известного неандертальца из пещеры Шанидар в Иракском Курдистане добавилась и глухота – ученые обнаружили в его слуховых каналах выросты, которые, по всей видимости, вызвали у него потерю слуха. Исследование было опубликовано в журнале PLoS ONE.

В 1957 году исследовательская группа под руководством археолога Ральфа Солецки обнаружила в пещере Шанидар на территории Иракского Курдистана 10 скелетов неандертальцев, захороненных сородичами около 50 тыс. лет назад. Многие из этих неандертальцев при жизни страдали от увечий и болезней, но один скелет — «Шанидар-1», оказался наиболее примечателен.

Этот неандерталец прожил около 45 лет при средней продолжительности жизни неандертальцев в 22-23 года. Задолго до смерти у него была ампутирована правая рука выше локтя, а на оставшейся ее части сохранились следы переломов.

Повреждения, вероятно, привели к частичному параличу правой части тела, который вызвал деформацию нижних конечностей. Скорее всего, неандерталец заметно хромал и испытывал боль при каждом шаге. На левой стопе сохранились следы перелома и выраженного артрита суставов, кроме того, он страдал от дистрофии костной ткани.

Также у скелета были обнаружены признаки болезни Форестье, диффузного идиопатического гиперостоза скелета – окостенения связок и сухожилий. Так как заболевание диагностируется преимущественно после 40 лет, его развитие связывают со старением соединительной ткани. Болезнь приводит к скованности движений и локальным болям в области суставов.

Кроме того, когда-то неандерталец получил сильный удар в лицо, повредивший левую глазницу. Ученые полагают, что это могло привести к частичной или полной слепоте.

В новом исследовании команда из Университета Вашингтона в Сент-Луисе тщательно изучила череп неандертальца и обнаружила в его слуховых каналах экзостозы – доброкачественные костно-хрящевые наросты на поверхности кости. Их появление обычно вызвано травмой или длительным воспалительным процессом. Без оперативного вмешательства костная ткань продолжает разрастаться, что в результате приводит к частичной или полной потере слуха.

«Глухота в большей степени, чем больная нога и другие увечья могла сделать его легкой добычей для вездесущих хищников. Его выживание зависело от его социальной группы»,

— поясняет профессор антропологии Эрик Тринкаус, один из авторов исследования.

Несмотря на многочисленные увечья и болезни, неандерталец прожил удивительно долгую по меркам того времени жизнь. Как считают ученые, это было возможным исключительно благодаря помощи и заботе соплеменников.

По мере изучения неандертальцы преподносят все новые сюрпризы. Так, например, им была отнюдь не чужда тяга к прекрасному — в марте этого года международная группа археологов обнаружила на палеолитической стоянке Заскальная VI в Крыму кость ворона с шестью насечками.

Эти насечки, уверены ученые, говорят об эстетическом восприятии неандертальцев, живших в то время в Крыму, и представлении о порядке.

А анализ зубного налета неандертальцев позволил установить, что они использовали антибиотики и болеутоляющие средства еще до их изобретения — жевали кору тополя, содержащую салициловую кислоту (активный компонент аспирина) и употребляли пенициллин.

Также, вероятно, они тесно контактировали с предками современных людей и даже могли с ними целоваться — в микрофлоре неандертальцев была найдена бактерия, характерная для людей.

О гигиене неандертальцы тоже не забывали. Характерные бороздки на зубах указывают на то, что они пользовались зубочистками, сделанными, возможно, из тонких птичьих костей, и пытались удалять больные зубы.

Забота о соплеменниках была отличительной чертой не только неандертальцев, но и их предшественников, гейдельбергских людей.

Об этом говорят результаты исследования 2010 года. Авторы публикации сделали свои выводы на основании строения пояснично-тазовых костей человека гейдельбергского типа, жившего на территории современной Испании около полумиллиона лет назад. Наиболее важным отличием этой находки от других подобных человеческих останков является то, что она говорит о необычайно большом возрасте человека, в котором его настигла смерть — 45 лет. Останки первобытных людей, умерших в столь преклонном возрасте, еще никогда ранее не попадались археологам.

Изучение фрагментов костей показало, что этот человек не мог держаться прямо и, возможно, использовал при ходьбе подобие трости. Кроме сильного искривления позвоночника в поясничной области и спондилолистеза (смещения одного позвонка относительно другого), Элвис (так его прозвали археологи) страдал еще и болезнью Бааструпа, патологическим сближением остистых отростков позвонков.

Ученые практически уверены, что мужчина постоянно мучился сильными болями в пояснице, а потому полностью зависел от своих соплеменников, не имея возможности самостоятельно добывать пропитание.