Пенсионный советник

60 лет великолепной «Семерке»

60 лет назад впервые успешно запустили межконтинентальную ракету Р-7

cosmopark.ru

21 августа 1957 года был проведен первый успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, положившей начало космической эре человечества. Как проходила подготовка и запуск, рассказывает «Газета.Ru».

Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была создана в конструкторском бюро Сергея Королева в 1950-х годах. Первые шаги на пути к ее созданию советские ученые и инженеры начали делать почти сразу после успешных испытаний первой крупной баллистической ракеты Р-1. Уже в декабре 1950 года начались научно-исследовательские работы в области перспектив создания ракет дальнего действия с дальностью полета 5–10 тыс. км. В исследовании участвовали более десятка НИИ.

Реклама

В 1953 году начались работы по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полета 7–8 тыс. км. Содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7 были установлены постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 июня 1954 года «О плане НИР по специальным изделиям». В следующем приказе, от 6 июля 1954 года, особо подчеркивалось, что создание ракеты Р-7 — задача государственной важности и все работы должны завершиться строго в заданные сроки.

Эскизный проект по ракетному комплексу Р-7 был готов уже к середине июля 1954 года.

Первая ступень ракеты состояла из четырех конусообразных 19-метровых боковых блоков (Б, В, Г и Д), размещенных по параллельной схеме вокруг блока второй ступени (А), — схема, сохранившаяся в ракетах «Союз» по сей день. Диаметр «боковушек» составлял до трех метров в широкой части. Конструкция блоков была идентична — опорный конус, топливные баки, силовое кольцо, хвостовой отсек и двигательная установка. На всех блоках первой ступени стояли жидкостные ракетные двигатели РД-107 с насосной подачей компонентов топлива.

Александр Железняков. «100 лучших ракет СССР и России»

Вторая ступень состояла из приборного отсека, баков для окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и четырех рулевых агрегатов. На ней был установлен ЖРД РД-108, имевший больше рулевых камер, чем его предшественник. Оба двигателя были разработаны в ОКБ-456, ныне — НПО «Энергомаш».

Зажигание двигателей обеих ступеней происходило на Земле — разработчики не были уверены, что удастся осуществить зажигание двигателей второй ступени, когда ракета наберет высоту.

Необходимая дальность полета достигалась за счет автоматической системы регулирования режимов работы двигателей.

Масса заправленной ракеты составляла 279 тонн. Дальность достигала 8000 км, максимальная высота траектории — 1130 км.

20 ноября 1954 года Совет министров СССР одобрил эскизный проект и команда специалистов приступила к дальнейшим работам.

А тем временем специально созданная комиссия занималась поиском полигона для испытаний ракеты. Это должен был быть малонаселенный район с землями, не имеющими ценности для сельского хозяйства, с железнодорожной магистралью, надежными источниками пресной воды для питья и технических нужд. Кроме того, он должен был находиться на удалении 7000 км от полигона Кура на Камчатке, где должна была упасть головная часть ракеты.

В качестве подходящих локаций рассматривались Марийская АССР, западное побережье Каспийского моря, Астраханская область и Кзыл-Ординская область в Казахстане. У каждого варианта были свои недостатки и преимущества, так что комиссии пришлось исколесить тысячи километров, прежде чем выбор был сделан — для полигона была выбрана пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи Сырдарьи и железной дороги.

2 июня 1955 года директивой Генштаба была утверждена штатная структура полигона и создан штаб. К началу испытаний общая численность военнослужащих, проживавших в городке у полигона, составляла 3600 человек. А для дезориентации возможных противников в Карагандинской области вблизи поселка Байконур был построен «ложный космодром» — камуфляжные сооружения.

Спустя несколько лет, после первого полета человека в космос, название «Байконур» закрепилось и за настоящим космодромом.

С июля 1956 по март 1957 года на стендовой базе филиала № 2 НИИ-88, построенной специально для отработки Р-7, проводились огневые испытания ракетных блоков и ракеты в целом. Всего было проведено пять огневых испытаний трех боковых блоков, три испытания центрального блока и испытания двух собранных ракет.

Первый летный экземпляр Р-7 прибыл на полигон 3 марта 1957 года. Почти два месяца ушло на устранение проблем, выявленных при проверках на полигоне отдельных узлов. 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла в эксплуатацию первый стартовый комплекс полигона, а на следующий день в пусковую установку установили первую ракету.

Первый запуск состоялся 15 мая и оказался неудачным — почти сразу после подачи команды на запуск двигательной установки загорелся хвостовой отсек бокового блока.

На 11 июня был запланирован еще один запуск, но он был отменен из-за неисправности двигателей центрального блока. 12 июля был проведен следующий запуск, но ракета отклонилась от заданной траектории и ее пришлось подорвать.

И вот, наконец, после устранения всех неполадок 21 августа 1957 года ракета полностью выполнила намеченный план полета. Ракета с серийным номером М1-8 взлетела, без замечаний произошло разделение ступеней, а головная часть вошла в земную атмосферу. «Семерка» научилась летать. Правда, боеголовка до земли не долетела.

Конструктор Борис Черток, заместитель Королева, не посетивший полигон из-за болезни, писал: «Оставшиеся рассказали, что в этом победном пуске головную часть на Камчатке не нашли. Никаких следов падения, как ни искали, не обнаружили. По всем признакам, головка сгорела и рассыпалась в плотных слоях, совсем близко от Земли. Телеметрическая связь была потеряна за 15–20 секунд до расчетного времени достижения поверхности Земли».

В том же году, 4 октября и 3 ноября, при помощи выполненной на базе Р-7 ракеты-носителя «Спутник» были запущены первые искусственные спутники Земли.

Ракеты семейства Р-7 открыли для человечества космическую эру, вывели на околоземную орбиту первый пилотируемый космический корабль. До сих пор они остаются самыми используемыми носителями для доставки космических кораблей и спутников в космос.