Древних греков связали с кавказцами

Ученые нашли прародителей древних греков

Микенцы, минойцы и современные греки оказались генетическими «родственниками», и у всех у них обнаружились примеси генов жителей Кавказа, Армении и Ирана, выяснили ученые. Это позволило опровергнуть гипотезу о вымирании потомков древних греков и наконец установить, были ли связаны микенская и минойская цивилизации.

Вот уже более века ученые старались выяснить, в каких отношениях состояли представители двух известных древнегреческих культур, минойской и микенской, кем были их предки и являются ли современные греки потомками древних. Анализ письменных источников, археологических и антропологических данных привел к появлению противоречивых гипотез.

Теперь же международная группа ученых разобралась в этом вопросе с помощью анализа генома древних и современных греков. Результаты были опубликованы в журнале Nature.

Минойцы населяли остров Крит в 3100–1050 годах до н.э. Минойская культура получила название в честь Миноса, мифического царя Крита. Жители активно занимались морской торговлей, основными культурными очагами были дворцы — сложные экономико-политические комплексы.

Микенцы же обосновались в материковой части Греции. В отличие от миролюбивых минойцев, они прославились многочисленными завоеваниями. Обе культуры исчезли после Дорийского вторжения в XIII–XII веках до н.э.

Минойская цивилизация была открыта лишь в конце XIX века. Представители обеих культур были грамотными и оставили много письменных памятников, но записи минойцев до сих пор полностью не расшифрованы. Микенский язык, ранняя форма греческого языка, входит в семью индоевропейских языков, объединяющую языки Европы, Центральной и Южной Азии. Несмотря на обширные археологические и лингвистические исследования, истоки обеих культур и их взаимосвязь друг с другом так и не были достоверно установлены.

Чтобы разобраться в этом вопросе, археологи и антропологи из Германии, США, Греции и Турции объединили усилия и проанализировали геном 19 древних жителей Греции и Турции. Затем дополнили полученными результатами уже имевшийся массив данных о геномах 332 представителей древних цивилизаций и 2614 современных людей, в том числе и греков.

Как показали результаты,

микенцы и минойцы оказались генетически очень близки, хотя и не идентичны. Предки обеих культур, по мнению исследователей, за тысячи лет до бронзового века мигрировали с территории Малой Азии — срединной части территории современной Турции.

Кроме того, как оказалось, родословная микенцев и современных греков восходит к народам Восточной Европы и Северной Евразии.

«Вот уже более ста лет вокруг племен бронзового века, древних и современных греков циркулирует множество гипотез.

Среди них, например, идея об афроазиатском происхождении греков и печально известная теория немецкого историка XIX века Фальмераера о том, что потомки древних греков вымерли к началу раннего средневековья»,

— делится доктор Джордж Стаматояннопулос, ведущий автор исследования.

Однако результаты исследования наглядно опровергают последнее утверждение и показывают, что генетическая преемственность в Эгейском регионе существовала. Опровергают они и предположение о том, что микенцы и минойцы не были связаны, культурные новшества минойцев, такие как продвинутая письменность, дворцовые комплексы, самобытное искусство, ранее наталкивали исследователей на мысль, что минойцы перебрались на Крит из какого-то другого, более продвинутого общества.

«Родословная минойцев, микенцев и современных греков также связана с древними жителями Кавказа, Армении и Ирана. Это свидетельствует о волне миграции с востока к Эгейскому региону и Малой Азии еще во времена первых поселенцев»,

— отмечает доктор Иосиф Лазаридис, автор работы.

Некоторые вопросы, однако, пока остаются без ответа. Например, до сих пор не известно, когда именно на берегах Эгейского моря обосновались предки микенцев и минойцев. Также предстоит выяснить, был ли генетический вклад более северных народов вызван одной волной миграций или же имели место регулярные переселения.