Закрылок показал, что MH370 искали не там

Опыты с закрылком Boeing 777 указали на место гибели пропавшего рейса

Ученый CSIRO Дэвид Гриффин с флапероном, который использовался для моделирования, апрель 2017 года Peter Mathew/CSIRO
Ученый CSIRO Дэвид Гриффин с флапероном, который использовался для моделирования, апрель 2017 года

Опыты с закрылком реального Boeing 777 показали, что пропавший в Индийском океане рейс MH370 искали не там. Как натурные эксперименты помогают раскрыть главную авиационную загадку последних лет — в материале «Газеты.Ru».

Ученые-экспериментаторы внесли свою лепту в попытки разгадать тайну пропавшего в океане малайзийского лайнера MH370. Boeing 777, на борту которого находились 239 человек, выполнял рейс MH370 по маршруту Куала-Лумпур — Пекин и исчез с экранов радаров 8 марта 2014 года. Исчезновение лайнера привело к самой масштабной в своем роде морской поисковой операции, которая до сих пор не привела к результатам, и стало поводом для множества слухов и конспирологических теорий.

Путем анализа сигналов, переданных самолетом на спутник, и расчета оставшегося топлива эксперты вскоре после авиакатастрофы рассчитали предполагаемый район крушения.

С весны 2014 года поиски велись на узкой полосе в океане к западу от австралийского побережья, их площадь составляла 120 тыс. км. Не добившись результата, Австралия, Малайзия и Китай в январе этого года прекратили поиски, на которые за три года было потрачено $160 млн. А в декабре прошлого года эксперты выразили сомнение в том, что поиски ведутся там, где надо. На основе данных о последних переданных самолетом на спутник сигналах, наиболее вероятном положении закрылков при ударе о воду, а также по результатам моделирования полета они предположили тогда, что обломки лайнера надо искать севернее.

Реклама

Однако новые заявления, сделанные в эту пятницу австралийскими властями, заставляют серьезно отнестись к новым расчетам ученых.

Флаперон, найденный на острове Реюньон CSIRO
Флаперон, найденный на острове Реюньон

Дело в том, что зацепки, способные помочь в установлении точного места крушения, не ограничиваются информацией о полетном состоянии лайнера и последними сигналами с него. Важные данные сами по себе несут обломки, которые спустя продолжительное время были обнаружены в различных частях океана и впоследствии идентифицированы как принадлежавшие пропавшему Boeing 777. Первым из них был найден элемент механизации крыла самолета, так называемый флаперон (элерон-закрылок). Его нашли на острове Реюньон примерно в 4 тыс. км от района ведения поисков самолета в июле 2015 года.

Ученые и ранее пытались определить место падения самолета, опираясь на карту циркуляции течений в Индийском океане. Однако достоверные результаты принес натурный эксперимент, который провели специалисты Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии (CSIRO). Им удалось достать настоящий экземпляр флаперона Boeing 777 и в реальных условиях выяснить, как он ведет себя на поверхности воды под воздействием ветра.

Настоящий флаперон, который использовался для моделирования CSIRO
Настоящий флаперон, который использовался для моделирования

«Испытание настоящего флаперона добавило уверенности в выводах из нашего прошлого моделирования дрейфа, — заявил Дэвид Гриффин, представитель CSIRO. — Прежние моделирования дрейфа проводились с использованием копий флаперона, найденного на Реюньоне. Они были сделаны из стали и дерева и выполнены так, чтобы плавать и вести себя как настоящий».

Реальный обломок, найденный на острове, до сих пор исследуется французскими специалистами. Американские власти помогли раздобыть настоящий флаперон нужного самолета, который австралийские эксперты «обкромсали» так, чтобы он был похож на найденный обломок. После этого ученые провели натурные эксперименты с плавающим образцом в водах австралийского порта Хобарт. «Мы хотели выяснить, дрейфует ли истинный флаперон по ветру так же, как его копии, или под углом, и с какой скоростью движется по поверхности воды, — пояснил Гриффин.

— Мы обнаружили, что настоящий флаперон уводит примерно на 20 градусов влево и движется быстрее реплик. Прибытие обломка на остров Реюньон в июле 2015 года теперь становится понятным».

Смоделировав движение обломков с учетом этих новых данных и карт течений, ученые пришли к выводу, что крушение самолета должно было произойти в зоне к северу от области трехлетних поисков, там же, куда указывал последний декабрьский доклад. «Мы не можем быть абсолютно уверены, но это то место, куда нам указывают все свидетельства, и эта работа дает нам больше уверенности в наших открытиях. Это говорит о том, что наиболее вероятное место крушения MH370 находится в другом районе», — добавил чиновник.

Возможные маршруты дрейфа обломков и наиболее вероятная область поисков (зеленый прямоугольник) CSIRO
Возможные маршруты дрейфа обломков и наиболее вероятная область поисков (зеленый прямоугольник)

Данные новых экспериментов переданы малайзийской стороне для принятия дальнейших решений. Тем временем, как и предсказывали эксперты еще три года назад, катастрофа привела к существенным изменениям в работе авиакомпаний мира. На этой неделе Malaysia Airlines заявила, что станет первой авиакомпанией в мире, отслеживающей все свои самолеты в реальном времени с помощью спутников.

«Не важно, летите вы над океаном, пустыней или Северным полюсом — мы будем знать, где самолет», — пояснил Дэниель Бейкер, основатель сервиса FlightAware, подписавшего договор с компанией.