Ученые напоили раков и заставили тусоваться

Ученые выяснили, что компанейские раки напиваются быстрее одиноких

Общительные и компанейские речные раки пьянеют в полтора раза быстрее раков-одиночек, выяснили ученые. Обе группы, опьянев, ведут себя одинаково — разгуливают по аквариуму на выпрямленных ногах, вращают хвостом, а потом валятся на спину. Разница во времени опьянения, по мнению исследователей, возникает из-за влияния алкоголя на выработку нейромедиаторов. Они надеются, что в будущем результаты исследования помогут в поиске новых методов лечения и профилактики алкоголизма у людей.

Социально активные раки пьянеют гораздо быстрее раков-одиночек, выяснили ученые. В состоянии опьянения и те и другие активно бьют хвостом по воде, а потом валятся с ног и лежат на спине, едва шевеля лапками, но одиночки доходят до такой кондиции почти в полтора раза дольше. Результаты эксперимента позволили ученым предположить, что все дело во влиянии алкоголя на выработку нейромедиаторов. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Experimental Biology и, возможно, сделают исследователей кандидатами на Шнобелевскую премию.

Реакция организма на алкоголь может быть непредсказуемой — одни люди становятся общительными и дружелюбными, других же тянет в драку.

Клеточные механизмы, лежащие в основе последствий алкогольной интоксикации, до сих пор окончательно не изучены.

Причем люди — не единственный биологический вид, в пределах которого реакция на алкоголь может так разниться. Как выяснили ученые из Мэрилендского университета, речные раки реагируют на него почти так же, как и люди. А еще «компанейские» раки напиваются быстрее, чем раки-одиночки.

Исследователей интересовало, как прошлый социальный опыт формирует поведение в состоянии алкогольного опьянения. Они поместили животных в резервуары с разбавленным спиртом — от 0,1 до 1 моль на литр воды — и снимали их поведение на камеру.

Сначала раки агрессивно перемещались по резервуару на выпрямленных ногах, а затем начали вращать хвостами. По мере опьянения они утрачивали контроль над собой и под конец просто перекатывались, лежа на спине.

В резервуарах с наибольшей концентрацией спирта ракам требовалось всего 20 минут, чтобы опьянеть до такой степени, что они не могли стоять на ногах. В резервуарах с самой низкой концентрацией — до двух часов.

Внимание ученых привлекло то, что ракам, которых перед началом эксперимента на протяжении недели содержали в одиночестве, требовалось почти в полтора раза больше времени, чтобы сильно опьянеть — в резервуарах с наибольшей концентрацией спирта этот процесс занимал 28 минут.

Чтобы проследить, как алкогольная интоксикация влияет на нейроны, ученые ввели тонкую серебряную проволоку рядом с сенсорными нервами, которые возбуждают гигантский латеральный интернейрон, контролирующий движения хвоста. Они зафиксировали, что нервная цепь стала более чувствительной как у раков, которые содержались в одиночестве, так и у тех, которые находились в компании других раков. Тем не менее эффект был сильнее выражен у «компанейских» животных. Ученым удалось даже использовать внутриклеточные электроды, чтобы измерить различия в воздействии алкоголя на отдельные нейроны у обеих групп раков. Как отмечает один из авторов исследования Йенс Гербергольц, «для сбора данных от достаточного количества животных требуется талант и терпение».

Поскольку социализированные раки пьянели быстрее, чем одиночки, Гербергольц предполагает, что алкоголь оказывает большое влияние на выработку гамма-аминомасляной кислоты, важнейшего тормозного нейромедиатора центральной нервной системы.

Кроме того, он предполагает, что изоляция делает людей, как и раков, менее чувствительными к алкоголю, что может приводить к употреблению большего его количества. «Наше исследование показывает, что социальный опыт может изменить чувствительность к большим дозам алкоголя, — говорит Гербергольц. — Пьяные люди могут потенциально по-разному реагировать на алкоголь в зависимости от своего предыдущего социального опыта». И, хотя он отмечает, что исследователи пока еще далеки от подтверждения того, что социальный опыт производит подобные эффекты в мозгу млекопитающих, в том числе и людей, они надеются, что в будущем, возможно, пьяные раки станут хорошим подспорьем в разработке методов лечения и профилактики алкоголизма у людей.