Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Если друг оказался вдрызг

Компания влияет на количество выпитого алкоголя

Екатерина Шутова 14.09.2016, 16:25
Shutterstock

В каждой компании выпивающих приятелей нужен трезвенник — тогда алкоголиков станет меньше. К каким еще выводам пришли британские ученые, побродившие по барам и ночным клубам, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Выпивая с компанией, человек обращает внимание не только на количество опустошенных рюмок и бокалов, но и на степень опьянения своих собутыльников. К таким выводам пришла команда ученых из Великобритании, опубликовавшая результаты своего исследования в издании BMC Public Health.

В исследовании приняли участие 1862 человека (средний возраст добровольцев составлял 27 лет, 62% из них были мужчинами). Все участники эксперимента, относящиеся к разным социальным группам, были «найдены» в британском городе Кардифф, в местах, где продавались алкогольные напитки.

Авторы исследования выходили на поиски в пятницу, субботу и воскресенье, с 8 вечера до 3 ночи.

Ученые просили принять участие в опросе каждого седьмого любителя выпить, которого они встречали. Если человек соглашался, то ученые тут же предлагали ему пройти тест для определения уровня алкоголя в крови. Затем добровольцу предлагалось ответить на три следующих вопроса:

1) Оцените уровень вашего опьянения на текущий момент по десятибалльной шкале (1 балл — «я трезв», 10 баллов — «я совсем пьян»).

2) Как много вы сегодня выпили? Оцените по десятибалльной шкале (1 балл — «я совсем не пил», 10 баллов — «я выпил слишком много»).

3) Если бы вы пили, как сегодня, каждую неделю — то какова вероятность, что вы погубите свое здоровье через 15 лет? Оцените по десятибалльной шкале (1 балл — «точно не погублю», 10 баллов — «точно погублю»).

4) Если бы вы пили, как сегодня, каждую неделю — то какова вероятность, что через 15 лет у вас будет цирроз печени? Оцените по десятибалльной шкале (1 балл — «точно не будет цирроза», 10 баллов — «точно будет цирроз»).

Исходя из ответов участников исследования и уровня алкоголя в их крови, ученые сделали вывод: оценивая свое состояние, люди ориентируются на степень опьянения своих собутыльников. «В барах и ночных клубах мы решаем выпить еще одну порцию алкоголя, основываясь на состоянии окружающих нас людей», — пишут авторы исследования.

По их словам, если человек видит, что он самый пьяный в компании, а его приятели относительно трезвы, то будет больше себя контролировать и наливать себе меньше алкоголя.

Если же человек понимает, что его собутыльники уже плохо соображают, то не стесняется и не отстает от них.

«Это эволюционная стратегия человека: оценивать свои риски, сравнивая свое положение с положением окружающих. И это опасно: если все вокруг начнут пить на пять стаканов в неделю больше, каждый, глядя на окружающих, будет считать, что не подвергает свое здоровье какой-то опасности. Ведь все так делают! — комментируют ученые. — И важно, что степень своего опьянения люди оценивают не относительно самого пьяного в компании, а относительно самого трезвого».

По словам авторов работы, их выводы помогут сократить количество алкоголиков, портящих свое здоровье частыми походами в бары. Самое главное — чтобы в компании выпивающих приятелей обязательно присутствовал заядлый трезвенник. Тогда любителям горячительных напитков станет стыдно, и они не будут сильно напиваться.

Ранее другая команда исследователей выяснила: люди, состоящие в браке, в том числе в гражданском, меньше выпивают. В эксперименте приняли участие 2425 пар однополых близнецов — как мужчин, так и женщин. Добровольцев просили указать их семейное положение и написать, как часто они употребляют алкоголь. Затем ученые сравнили, сколько пьют женатые и замужние участники эксперимента по сравнению с их одинокими братьями и сестрами.

Выяснилось, что близнецы, состоящие в браке (в том числе и в гражданском), а также живущие со своей половинкой, употребляют меньше алкоголя. Ученые также заметили, что даже после развода близнецы продолжают ограничивать себя в потреблении спиртного.

Таким образом, по словам авторов статьи, брак (если даже он заканчивается неудачей) позволяет людям снизить тягу к алкоголю.

Еще одна команда ученых обнаружила прямую связь между уровнем IQ человека и его склонностью к употреблению алкоголя. Специалисты проанализировали данные о 49 321 мужчине, родившихся в Швеции с 1949 по 1951 год и зачисленных на военную службу в 1969–1971 годах. Перед тем как пойти в армию, шведы проходили тесты на измерение коэффициента интеллекта IQ, а в их медицинских картах указывалось употребляемое в неделю количество алкоголя (миллиграммы в неделю). Более того, ученые располагали информацией о социально-экономическом положении семьи военнослужащего, а также о том, был ли склонен к употреблению спиртного его отец.

Результаты работы исследователей выявили прямую взаимосвязь между уровнем IQ и склонностью человека к употреблению алкогольных напитков. Люди с высоким коэффициентом интеллекта предпочитали вести здоровый образ жизни, а те, чей IQ был ниже среднего, чаще становились жертвами алкогольной зависимости. Ученые надеются, что полученные ими выводы помогут в дальнейшем изучении причин возникновения алкогольной зависимости.