Астрофизикой по бизонам

Археологи нашли кости бизонов при помощи космических приборов NASA

Космические технологии NASA помогли археологам найти место древней охоты на бизонов. Что общего между посадкой на астероид и поиском скелетов животных, рассказали ученые.

Необычное применение космических технологий нашли американские ученые в археологии — науке, мало связанной с космосом. Бассейн реки Бивер на западе американского штата Оклахома известен археологам как место промысла древних североамериканских охотников. Примерно 10,5 тыс. лет назад эти охотники, не имея лошадей, были вынуждены изобретать хитроумные способы ловли крупных животных.

Они загоняли бизонов в узкие, не имеющие выхода овраги по берегам реки,

где убивали животных, забирали себе мясо, оставляя на месте одни скелеты.

Сегодня, спустя тысячи лет, из-за воздействия эрозии, выветривания и мощного слоя растительности в этой местности ничто не выдает ни следов первобытной охоты, ни указаний на то, каким в действительности был древний ландшафт и где археологам искать давно исчезнувшие овраги, хранящие следы древних пиршеств и стоянок людей. То есть почти ничто.

Неожиданно на помощь археологам пришла технология, успешно опробованная ранее в космосе, которая активно используется NASA для изучения планет, их спутников и астероидов.

В основе технологии LIDAR (Light Identification Detection and Ranging — световое обнаружение и определение дальности) лежит использование лазеров в качестве дальномеров. Один или несколько лазеров посылают в нужном направлении короткие импульсы, которые отражаются обратно от различных препятствий, которыми могут быть листья деревьев, камни на поверхности земли и даже облака. Инструмент замеряет время, необходимое каждому импульсу на путешествие туда и обратно, и высчитывает дистанцию до препятствия.

Подобный лидар находится на борту космического аппарата OSIRIS-REx (Origins, Spectral Interpretation, Resource Identification, Security-Regolith Explorer), стартовавшего в сентябре этого года для исследования астероида Бенну. Лидар будет использоваться для картографирования поверхности астероида,

что поможет команде миссии выбрать место для посадки и взятия образцов грунта, чтобы потом отправить их на Землю.

Снег на Марсе, кости — на Земле

История использования лидаров учеными NASA в космических миссиях восходит еще к временам лунной программы «Аполлон». Особенно в изготовлении лидаров преуспела компания Teledyne Optech, которая сконструировала такие инструменты для нескольких космических миссий, в том числе для миссии OSIRIS-Rex, а также для марсианского посадочного аппарата Phoenix. В 2008 году этот аппарат при помощи лидара изучил процесс образования снежинок в атмосфере Марса.

Тогда для отправки прибора на Марс компании пришлось сделать его небольшим, легким и потребляющим мало энергии. Эти качества лидара позволили впоследствии устанавливать его на самолеты, что и предопределило использование его в новом качестве — археологического инструмента.

«Вам никогда не найти кости бизона при помощи воздушного лидара, но вы можете обнаружить геологические особенности, которые приведут вас в нужное место», — пояснила Мэг Уотерс, специалист по трехмерной визуализации в археологии.

Лидар компании Teledyne Optech, который мало чем отличается от тех, что используются в космических миссиях, строит 3D-модель поверхности земли, включая травяной покров, кустарники и деревья. Однако после математической обработки результатов он может показать и снимок «голой земли», на которой будут видны мельчайшие неровности поверхности. Это позволяет археологам «увидеть структуры и особенности, которые заросли настолько, что не могут быть видны с поверхности земли», — пояснил Поль Ларок, вице-президент компании по специальным проектам.

«Фотографирование лидаром оказывается полезным и дает нам понимание, где надо сосредоточить наши усилия», — поясняет археолог Ли Бемент, руководитель раскопок в районе реки Бивер.

Сканирование поверхности земли при помощи воздушного лидара и другие аналогичные методы уже прочно входят в арсенал археологов по всему миру.

Так, при помощи лидара в Гондурасе несколько лет назад был обнаружен мифический Белый Город (Ciudad Blanca), о котором конкистадор Эрнан Кортес упоминал в одном из писем королю Испании в XVI веке.

В NASA особенно внимательно следят за тем, насколько эффективно чисто космические технологии возвращаются на Землю и приносят, как говорили в СССР, пользу народному хозяйству. Ежегодно проект NASA Spinoff публикует около 50 новых комических технологий, которые находят применение на земле.