Почему мы такие уверенные

Откуда берется уверенность в себе

Уверенность в себе формируется мозгом на основе статистических данных. О том, какую роль играет интуиция в принятии решений и чем человек лучше компьютера, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Без уверенности в себе мы не можем принимать никакие решения: брать кредиты, подписывать заявления об уходе с работы, переезжать в другой город. Но долгое время оставалось неизвестным: как именно формируется это свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка человеком собственных навыков и способностей.

Сейчас американские ученые из лаборатории в Колд-Спринг-Харбор провели исследование и выяснили: уверенность в себе образуется в результате алгоритма обработки статистики в мозгу. С текстом работы можно ознакомиться в журнале Neuron.

В ходе исследования ученые создали видеоигру, смысл которой заключался в следующем: участники слышали череду щелчков. Ученые попросили добровольцев отмечать, какие щелчки совершались быстрее. Свой выбор участники эксперимента при этом должны были оценивать по шкале от 1 (уверен, но не до конца) до 5 (совершенно точно уверен).

Затем ученые усаживали добровольцев перед двумя кнопками, на каждой из которых было написано название страны. Участники эксперимента должны были нажать на кнопку с тем названием страны, где, по их мнению, живет больше людей.

В результате исследования ученые выяснили: чувство уверенности вырабатывается мозгом на основе статистических данных. «Это происходит по аналогии с компьютерными вычислениями, — комментируют авторы работы. — Получается, чувство уверенности появляется на основе сложных расчетов, которые делаются у нас в голове». При этом авторы работы считают, что их исследование доказывает: человек намного лучше, чем компьютер, находит решение в трудных ситуациях.

Также ученые доказали: люди полагаются на свою интуицию только в случае, если им недостает знаний или опыта.

«Наша субъективная оценка навыков и способностей основывается на объективных процессах в нашем мозге», — комментируют авторы исследования.

Кстати, ранее математики из Корнелльского университета разработали модель, которая показывает, мышление какого типа — интуитивное или рациональное — было свойственно человечеству на разных этапах его развития. Работа была опубликована в журнале Chaos.

«Мы провели исследование и обнаружили, что в истории человечества были как времена, когда доминировали люди, думающие «медленно» и рационально, так и периоды «быстрого» интуитивного мышления.

В нейронауках и психологии получено множество данных, свидетельствующих о существовании этих видов мышления.

Нас же интересовало, почему они именно такие, какие есть», — комментируют ученые.

Согласно предложенной математической модели, со временем люди не становятся более рациональными, как это можно было предполагать. На самом деле рациональное мышление развивается циклично — его можно сравнить с четырьмя фазами экономической активности: спадом, депрессией, подъемом и бумом. Авторы исследования утверждают, что доминирование рациональности или интуиции зависит от количества доступных человечеству ресурсов, и полагают, что их работа может пролить свет на эволюцию человеческого мышления.