Почему мужчины по утрам такие активные

Биологи объяснили, почему по утрам мужчины активнее женщин

Ученые доказали: в силу физиологических процессов женщины менее активны по утрам, чем мужчины, поэтому представительницам слабого пола рекомендуется подольше нежиться в кровати. О том, как устроен механизм биологических часов и почему Достоевский завтракал в обеденное время, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Биологические часы поделили большинство людей на жаворонков и сов, определив им различное время пика активности. Так, об известном писателе Федоре Михайловиче Достоевском рассказывали, что лучше всего ему работалось по ночам. Бодрость он обычно поддерживал большим количеством чашек крепкого черного чая.

Под утро, насочинявшись всласть, классик ложился спать, а завтракать начинал не раньше двух часов пополудни.

Оказавшись в паре, а тем более начав жить вместе, жаворонок и сова могут испытать трудности из-за несовпадения циклов «сон – бодрствование». Партнеры стараются подстраиваться друг под друга, выводя из строя собственные биологические часы, чего, как оказалось, делать совсем не стоит. В ходе совместного исследования международная команда ученых из Америки, Великобритании и Сингапура обнаружила следующее: ритм внутренних часов не одинаков у женщин и мужчин. С более подробным исследованием можно ознакомиться в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В биологии с понятием цикла «сон – бодрствование» связан более наукообразный термин «циркадный ритм», или, проще говоря, «суточный ритм». Учеными установлено, что за 24 часа в организме человека, как и многих других млекопитающих, ведущих дневной образ жизни, проходит круг практически всех процессов жизнедеятельности. Исследователи способны определить лишь среднее, приблизительное время, когда температура тела или сокращение сердечной мышцы достигает максимального значения. Организм каждого человека и в целом любого живого существа построен по уникальному плану, а значит, и циркадный ритм у всех свой.

Однако, как доказали ученые, можно обнаружить некоторые закономерности в суточных циклах, которые зависят от половой принадлежности.

Заводит биологические часы специальный отдел мозга — эпифиз. Одна из основных задач органа — сообщать организму о смене дня и ночи. Также эпифиз является центром выработки мелатонина, или, как его зовут ученые, гормона сна. В светлое время суток уровень мелатонина в крови минимален, а в ночное — выброс гормона усилен. Мелатонин замедляет протекающие в организме процессы и способствует его расслаблению. Из-за этого можно сделать вывод, что пресловутый осенний сплин и радость от наступления весны не выдумки поэтов, а тонкое наблюдение за физиологией. Человеческий организм становится более вялым, когда световой день значительно сокращается, и оживляется в весеннюю пору, когда день прибывает.

Гормон сна синтезируется из аминокислоты триптофана, большое содержание которого, кстати, наблюдается в мясе индейки.

Именно поэтому при нарушениях сна врачи советуют съедать небольшие кусочки мяса незадолго до отправления ко сну.

Для участия в исследованиях биологи пригласили 16 мужчин и 18 женщин. Ранее большинство научных работ строилось на изучении суточных циклов преимущественно мужчин. Сейчас удалось установить, что многие процессы в организме женщин протекают в иное время, нежели у мужчин. В отличие от представителей сильного пола в утренние часы работоспособность у дам остается на низком уровне.

Повышенная активность по утрам — собрать ребенка в школу, мужа на работу, приготовить обед на весь день, покормить кота, погулять с собакой — противоестественна и ломает ход женских биологических часов. Нарушение циркадных ритмов негативно влияет, во-первых, на работу мозга, в частности снижает способность концентрировать внимание и ухудшает память, а во-вторых, на протекание процессов жизнедеятельности организма в целом.

На 28-й день эксперимента биологи заметили расхождение между циклом «сон – бодрствование» и повышенным выделением мелатонина. Время выброса гормона не отличалось кардинально у мужчин и женщин, однако его количество была разным: у представительниц прекрасной половины человечества гормона было значительно больше, что и являлось причиной низкой активности по утрам. Ученые предполагают, что разная норма выбросов мелатонина связана с участием половых гормонов.

Женские эстроген и прогестерон могут непосредственно решать, какое количество гормона сна необходимо выбросить в кровь.

Результаты, полученные в ходе исследований, имеют большое значение для более глубокого понимания различий в степени влияния на представителей разного пола посменной работы, перехода на зимнее и летнее время, а также длительных перелетов и смены часовых поясов.