Сон прерывается из-за бургеров

Ученые выяснили, как питание влияет на сон

Любовь к сладкой и жирной пище вызывает проблемы со сном, выяснили ученые. Как именно шоколадки и гамбургеры наносят вред организму по ночам, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Давно известно, что наш сон напрямую зависит от того, как и что мы едим. «Не ложись на полный желудок», — учат родители своих детей. А худеющие на белковой диете прекрасно знают, что недостаток жиров и углеводов часто приводит к бессоннице.

Теперь американские ученые выяснили, что

проблемы со сном возникают из-за чрезмерного потребления сладкого и жирного.

С текстом исследования можно ознакомиться в Journal of Clinical Sleep Medicine.

В ходе эксперимента группа ученых попросила 13 мужчин и 13 женщин (с нормальной массой тела и обычно спящим по семь-девять часов в сутки) провести пять ночей в лаборатории сна. Участники исследования (их средний возраст составлял 35 лет) лежали в постелях с десяти вечера до семи утра. Ученые отмечают, что средняя продолжительность сна мужчин и женщин составляла 7 часов 35 минут.

При этом исследователи проследили, чтобы в течение первых четырех дней участники эксперимента придерживались строгой диеты — ели много орехов, овощей, злаков, старались исключить из рациона жирную и сладкую пищу.

Пятый день был объявлен «свободным»: мужчины и женщины могли сами составлять свое меню, никак не ограничивая себя ни в шоколадках, ни в гамбургерах.

В ходе эксперимента ученые выяснили, что при правильном питании участники исследования высыпались и начинали новый день отдохнувшими и полными сил. В последний день, когда мужчины и женщины съели слишком много жирного и сладкого, а также не снабдили организм достаточным количеством клетчатки, они проснулись уставшими, а их сон был неглубоким и часто прерывался.

Питаясь правильно, участники эксперимента засыпали в среднем спустя 17 минут после того, как ложились в кровать. Однако в день «праздника живота» им потребовалось около получаса для того, чтобы погрузиться в сон. Кроме того, после приема вредной пищи медленная фаза сна мужчин и женщин была сокращена. Во время этой фазы, однако, происходит активное запоминание новых знаний, расслабление организма и восстановление иммунной системы. В процессе медленного сна в эпифизе (непарное образование, расположенное в центре мозга между полушариями) вырабатываются гормоны роста, которые обеспечивают рост тканей и восстановление мышц.

Во время исследования ученые анализировали качество сна участников эксперимента с помощью специализированных компьютерных комплексов. В частности, эксперты изучили дыхательный поток мужчин и женщин, храп и положение их тел.

«Главный вывод нашего эксперимента заключается в том, что качество питания влияет на качество сна, — объяснил ведущий автор исследования Мари-Пьер Сент-Онж. — А самое удивительное состоит в том, что

один-единственный день, когда человек потребляет больше жиров и меньше клетчатки, может вызвать проблемы со сном».

Таким образом, правильное питание приводит не только к избавлению от лишних килограммов, но и к здоровому сну. А вот здоровый сон, по мнению врачей, в свою очередь, очень важен для похудения.

«Канон трех главных факторов при похудении — питание, спорт и сон, — рассказала корреспонденту отдела науки «Газеты.Ru» Александра Иливерова, врач-диетолог, сотрудник ФБГНУ «НИИ питания» (бывшая РАМН). — Во время сна у нас выделяется соматотропный гормон — гормон роста, который отвечает за развитие молодого организма.

Во взрослом возрасте этот гормон отвечает за ночной метаболизм.

Когда мы спим с одиннадцати ночи до семи утра, этот гормон у нас выделяется в максимальном количестве и эффективно работает, пока мы спим. Если мы ложимся позже или трудимся на работе в ночную смену, этот гормон выделяется в гораздо меньшем количестве. Из-за этого повышается стресс и блокируются обменные процессы.

Вот почему так нелегко худеть мамам, которые только-только родили ребенка; по ночам они плохо спят. Даже если мамы правильно питаются и занимаются спортом, им зачастую гораздо сложнее сбросить вес именно из-за отсутствия сна.

Как только они начинают спать достаточное количество времени, лишние килограммы тут же уходят».