Новогодние подарки звездного неба

Астероид, комета и полнолуние на Рождество: что интересного можно увидеть на небе в ближайшие дни

В канун зимнего солнцестояния, после которого световой день в Северном полушарии начнет прибавляться, отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает о том, что интересного будет происходить на небе на нынешние Рождество и Новый год.

Скоро лето

В ночь на вторник по московскому времени — а если быть точнее, ровно в 02.00 мск — Солнце достигнет своего максимального склонения к югу от небесного экватора. Это означает, что в Северном полушарии Земли будет наблюдаться самый короткий световой день (и самое длинное темное время суток). В Южном полушарии — наоборот: самый длинный световой день и самая короткая ночь в году.

На широте Москвы продолжительность светового дня 22 декабря составит 6 часов 56 минут. Максимальная высота Солнца над горизонтом составит 10 градусов.

Зато начиная со среды световой день начнет увеличиваться.

Уже 31 декабря Солнце будет находиться над горизонтом на 10 минут дольше, чем в день зимнего солнцестояния, — долгота дня составит 7 часов 06 минут. А к концу новогодних каникул — 11 января — 7 часов 24 минуты. Так долгота дня будет плавно увеличиваться, пока не достигнет своего максимума в день летнего солнцестояния — 22 июня.

Впрочем, и в последние дни 2015 года произойдет несколько любопытных астрономических событий.

Рождественское полнолуние

Так, впервые с 1977 года небо в канун Рождества у западных христиан будет освещать полная Луна. 24 декабря диск Луны будет виден на 99%, а

ночью с 24 на 25 декабря в 6 часов 11 минут утра по стандартному восточному времени (EST) — всего за час до захода — Луна станет полной. Еще раз на полнолуние можно будет полюбоваться при следующем восходе Луны, в 17 часов 32 минуты по стандартному восточному времени.

В следующий раз полнолуние на Рождество выпадет только в 2034 году, сообщает NASA, а на протяжении ХХ века это случалось лишь трижды: в 1901, 1920 и 1977 годах. А вот XXI век обещает быть более богатым на это событие: к 2015 и 2034 годам прибавятся 2053, 2072 и 2091 годы. «Когда мы смотрим на Луну в такой день, стоит вспомнить, что Луна — это больше, чем просто наш небесный сосед, — комментирует Джон Келлер, специалист из NASA. — Геологические истории Луны и Земли тесно связаны друг с другом. Без Луны Земля была бы совсем иной планетой».

Астероид не сорвет Рождество

24 декабря помимо полнолуния в космосе произойдет еще одно событие — правда, понаблюдать его невооруженным глазом не удастся. В этот день

астероид 163899, известный также под названием 2003 SD220, пройдет рядом с Землей на максимально близком расстоянии — примерно 11 млн км, что в 28 раз превышает дистанцию от Земли до Луны.

Астероид обладает достаточно крупными размерами — если, согласно предыдущим приблизительным оценкам, длина космического объекта составляла от 1,1 до 2,5 км, то последние данные позволяют утверждать, что на самом деле его длина равна 2 км.

Впервые обнаружен этот астероид был 29 сентября 2003 года Проектом по поиску околоземных объектов в обсерватории Лоуэлла. На данный момент наблюдения за 2003 SD220 тоже ведутся: с 3 по 17 декабря этим занималась обсерватория Аресибо в Пуэрто-Рико, а с 5 по 20 декабря астероид «вела» обсерватория Голдстоун в Калифорнии.

Несмотря на то что некоторые зарубежные СМИ уже принялись пугать читателей, утверждая, что приближение 2003 SD220 вызовет землетрясения и прочие катаклизмы, ученые заявляют: бояться абсолютно нечего. И дело не только в значительном расстоянии, которое будет отделять нашу планету от астероида даже в момент максимального сближения:

не существует вообще никаких доказательств того, что пролет астероида рядом с Землей может провоцировать какую-нибудь сейсмическую активность.

Согласно утверждению астрономов, забывать об этом факте не стоит — хотя бы потому, что 2003 SD220 приблизится к нашей планете еще раз, а именно — в 2018 году.

А комета не испортит Новый год

В предновогодние дни и первые дни Нового года украшением звездного неба станет комета Каталина. Открытый в 2013 году объект — его обнаружили в рамках программы обзора неба Каталина — за два года приблизился к Солнцу и набрал яркости. К концу года комета будет сиять не слабее пятой звездной величины, а это уже можно попробовать разглядеть и невооруженным глазом.

Хотя лучше всего наблюдать комету в бинокль: при отсутствии городской засветки в небольшой оптический инструмент можно попробовать различить два хвоста кометы — газовый и пылевой.

31 декабря — 1 января комета Каталина будет находиться вблизи самой яркой звезды созведия Волопаса — Арктура. Найти эту звезду довольно легко: нужно вначале отыскать ковш Большой Медведицы, а затем мысленно продолжить ручку ковша кривой линией. Первая яркая звезда на этой воображаемой линии и будет Арктур.